0
255
Газета СНГ Печатная версия

07.07.2025 19:48:00

Узбекистан идет на Каспий с собственным паромным флотом

Управлять судами не имеющей выхода к морю страны будут турецкие компании

Тэги: узбекистан, торговый флот на каспии, грузоперевозки по тмтм, партнерство с турецкими компаниями, иран, пакистан, логистический центр


узбекистан, торговый флот  на каспии, грузоперевозки по тмтм, партнерство с турецкими компаниями, иран, пакистан, логистический центр Узбекистан пока арендует терминалы у соседей. Фото Reuters

Узбекистан, не имеющий выхода к морю, создает собственный торговый флот на Каспии для наращивания грузоперевозок по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ), соединяющему Азию и Европу. Партнерами в управлении новыми судами станут турецкие компании. Тем не менее для полного контроля над этим важным транспортным коридором, по мнению экспертов, Узбекистану необходимо также создать собственную портовую инфраструктуру на Каспийском море.

Вскоре на Каспийском море появятся паромы под узбекским флагом, что значительно ускорит доставку грузов по Срединному коридору – ключевому транспортному маршруту для Узбекистана, соединяющему страну с Азербайджаном, заявил министр транспорта Узбекистана Ильхом Махкамов в интервью телеканалу «Узбекистан 24». 

Это решение, по его словам, стало результатом визита президента Шавката Мирзиёева в Азербайджан и призвано не только стимулировать экономику и торговлю, но и существенно улучшить транспортно-логистическое взаимодействие. Транскаспийский маршрут рассматривается Узбекистаном как альтернатива южным и северным направлениям, особенно на фоне роста экспортного и транзитного потока.

Махкамов подчеркнул, что необходимость создания собственного паромного флота обусловлена растущим объемом перевозок грузов через Каспийское море до 25% (с 0,8 млн до 1 млн т) и значительными задержками, которые иногда достигают 30–40 дней ожидания свободного парома. Для реализации проекта уже достигнута договоренность с турецкими партнерами, готовыми оказать поддержку Узбекистану.

Министр также напомнил о продлении Азербайджаном льготных условий на контейнерные железнодорожные перевозки через свою территорию. Скидка до 70% будет действовать до конца 2026 года, что дополнительно способствует развитию Срединного коридора. Азербайджан также окажет помощь Узбекистану в проектировании и строительстве торговых судов. Стоимость проекта оценивается в 150 млн долл. Соответствующий документ лидеры двух стран Шавкат Мирзиёев и Ильхам Алиев подписали по итогам заседания Высшего межгосударственного совета Узбекистана и Азербайджана, состоявшегося в Баку 2 июля 2025 года.

По словам Станислава Притчина, заведующего сектором Центральной Азии ИМЭМО РАН, создание Узбекистаном собственного торгового флота на Каспийском море позволит не только расширить транспортные возможности, но и снизить зависимость от иностранных перевозчиков. Однако, как сказал «НГ» эксперт, этого недостаточно для эффективной работы транспортного коридора. «Узбекистану необходима собственная портовая инфраструктура на Каспии, поскольку партнеры в первую очередь будут загружать суда своих компаний. Зависимость от соглашений с азербайджанскими, казахстанскими или российскими судоходными компаниями создает риски. Появление нового игрока на уже сформировавшемся каспийском рынке, несомненно, повысит конкуренцию, но для полноценного участия Узбекистану необходим не только флот, но и собственные порты, а также вся необходимая портовая инфраструктура», – подчеркнул Притчин.

Планы Узбекистана по созданию собственного терминала в Бакинском порту, о которых ранее сообщал заместитель министра транспорта Абдусамат Муминов, находятся на стадии подготовки технико-экономического обоснования. В настоящее время узбекские импортеры вынуждены арендовать терминалы в других портах, используя мощности портов Актау и Курык.

Эксперты отмечают, что Узбекистан – одна из двух стран мира, которая относится к категории «дважды не имеющей выхода к морю» (double locked countries). Это означает, что нужно пересечь минимум две государственные границы, чтобы добраться до Мирового океана. Поэтому для диверсификации маршрутов и улучшения логистики Ташкент заключил соглашение о создании логистического центра с Ираном и Пакистаном. Новый терминал должен был появиться в иранском порту «Шахид Раджаи», однако из-за нестабильной ситуации в этой стране проект пока приостановлен.

В качестве альтернативы рассматривается создание аналогичного центра в пакистанском порту Карачи, что подтверждает недавний визит узбекской делегации в провинцию Синд для ознакомления с портовой инфраструктурой и обсуждения проекта по созданию современного складского комплекса и логистического центра, способного значительно упростить экспорт узбекской продукции и транзит грузов.  


Читайте также


Из-за нестабильности в Иране дороги пойдут через Афганистан

Из-за нестабильности в Иране дороги пойдут через Афганистан

Виктория Панфилова

Кабул может стать одним из бенефициаров транспортных проектов

0
1458
Кубок Узбекистана завершился парадоксальной развязкой

Кубок Узбекистана завершился парадоксальной развязкой

Марина Макарычева

Сергей Макарычев

На "турнире звезд" в Москве безоговорочно доминировал Владислав Артемьев

0
2140
В Тегеране не отказались от восстановления ядерной программы

В Тегеране не отказались от восстановления ядерной программы

Геннадий Петров

Скоро боевые действия Израиля против ХАМАС могут завершиться, а против Ирана – возобновиться

0
2132
Константин Ремчуков. Тегеран активизировал переговоры с Пекином о покупке партии экспортной версии китайских истребителей J-10C

Константин Ремчуков. Тегеран активизировал переговоры с Пекином о покупке партии экспортной версии китайских истребителей J-10C

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 30.06.25

0
3373

Другие новости