Низкие зарплаты при высокой ответственности приводят к кадровому дефициту в судебной системе. Фото PhotoXPress.ru
Судебный департамент (СД) при Верховном суде (ВС) РФ готовит комплекс мер для повышения престижа профессии судьи. Речь идет о повышении зарплат и социальных гарантий. Также «выгорающим» на работе служителям Фемиды обещана психологическая поддержка. По словам экспертов, это необходимые, но недостаточные шаги.
В Судебном департаменте обещают повысить привлекательность профессии судьи. Среди предлагаемых мер – повышение зарплат и соцгарантий. Отдельно отмечается значимость психологического сопровождения судейской деятельности «для сохранения здоровья и работоспособности». «В ряде регионов уже имеется успешный опыт, который необходимо учитывать и распространять», – подчеркнул в своем докладе об итогах работы за первое полугодие 2025 года гендиректор СД Владислав Иванов. Профессия судьи, по его словам, должна стать востребованной. Сейчас в среднем по стране остаются вакантными 16,9% должностей судей районных судов, а в новых субъектах Федерации показатель достигает 50%. Среди причин ухода из профессии называют низкие зарплаты, высокую нагрузку, большую ответственность и «выгорание на работе».
Особое внимание в докладе предлагается уделить созданию кадрового резерва и целевому обучению молодых специалистов. Сейчас потребность системы в целевом наборе насчитывает свыше 760 человек. Поэтому предложение, направленное в Минобрнауки для формирования квоты на 2026/27 учебный год, звучит так: «Начальникам управлений следует принять исчерпывающие меры для организации целевого обучения с последующим трудоустройством в суды и систему Суддепа».
Опрошенные «НГ» юристы подтвердили, что наблюдается кадровый дефицит не только судей, но и других сотрудников судов, и это сказывается на времени рассмотрения дел, влечет за собой нарушение иных процессуальных сроков и в целом негативно влияет на качество правосудия.
Управляющий партнер Легес Бюро, член Ассоциации юристов России Мария Спиридонова привела в пример работу Арбитражного суда Московской области: чтобы уложиться в график, «судье пришлось выделять на процесс по 3 минуты», и это связано с «рулонами дел перед залом судебных заседаний». Согласно исследованию НИУ ВШЭ, средняя нагрузка на судью Арбитражного суда Москвы в 2024 году составляла 180 дел в месяц, то есть в среднем на одно дело (с учетом 40-часовой рабочей недели) приходится не больше 1 часа 7 минут.
Дефицит кадров, по словам Спиридоновой, – сложная и многогранная проблема, в том числе из-за чрезмерной нагрузки на судей. Как отметила член АЮР, суд не только слушает дела и принимает решения, но и исследует и оценивает доказательства, пишет судебные акты и выполняет задачи, связанные с рассмотрением дел и принятием судебных решений в процессуальные сроки. Проблема в том, что «оплата труда часто не соответствует уровню ответственности и нагрузки, что делает профессию менее привлекательной по сравнению с частным сектором».
Для повышения престижа российского судьи и сокращения нагрузки, по словам Спиридоновой, следует рассмотреть вопрос повышения зарплат, улучшения соцпакета. Также необходимо выделение дополнительного финансирования для цифровизации судебной системы, что отчасти сможет снизить нагрузку на кадры.
Адвокат, управляющий партнер AVG Legal Алексей Гавришев указал «НГ» на «неочевидный карьерный лифт и риск-ориентированную среду», то есть когда оправдательный приговор или жесткая критика доказательств воспринимаются как «личный риск», а не как нормальная работа судьи. Даже цифровизация часто только добавляет задач, при этом не хватает помощников и стенографистов, и многие вещи по-прежнему приходится делать вручную. Есть и репутационное давление, то есть о «высокий уровень публичной критики при минимальной «защите спины» у линейных сотрудников».
Помогут ли предложения Суддепа? Частично да, говорит адвокат. Индексация и льготы удержат часть людей, а психологическая поддержка снизит выгорание. Однако это не решит структурную проблему: перегрузку, «конвейерные» KPI и страх принимать непопулярные решения. Чего действительно стоит добиваться, так это независимости и безопасности судейских решений. Сейчас «конвейер» сильнее зарплаты, а страх «ошибиться оправданием» сильнее карьерных перспектив. По словам эксперта, нужно отвязать карьерные и дисциплинарные риски от «удобной статистики». «Оправдательный приговор не должен восприниматься как дефект», – говорит он.
Существенно разгрузить судей помогло бы введение норматива «caseload per judge» (определенное количество дел на судью) как основания для автоматического расширения штата и финансирования. Задуматься следовало бы и над созданием национальной службы судебных клерков, стенографистов, а часть процессуальных функций передать помощникам. А «малые дела» и формальные вопросы – в письменную процедуру и медиацию.
«Процессуальной экономии могла бы способствовать «умная цифровизация»: e-файл, единый шаблон мотивировочной части, аудиопротокол по умолчанию», – добавил эксперт. В противном случае, предупредил он, дефицит кадров продолжит расти, особенно в аппарате. Это приведет к еще большей формализации процесса и снижению качества мотивировок – а значит, к росту конфликтов и недоверию к судебной системе.