На вопрос Артема Лысова, кто из присутствующих был на прошлой «viju ночь эмоций», посвященной саспенсу, взметнулся лес рук. Фото предоставлено организаторами
Необычный киновечер в «Иллюзионе» от пакета телеканалов viju+ становится традицией в культурной жизни столицы, собирая продвинутых зрителей и интересных экспертов. В отличие от большинства подобных мероприятий, это было не закрытым, любой мог прийти по регистрации.
Собравшихся поприветствовал директор по маркетингу каналов viju+ Артем Лысов, объявив, что в этот раз «Ночь эмоций» посвящена теме, близкой каждому, – любви во всех ее проявлениях и разбору самых культовых фильмов на эту тему. Он сказал, что разговор пойдет о разных спектрах любовного чувства – от здоровых и гармоничных отношений до разрушительных и болезненных. Эксперты постараются раскрыть тему с неожиданной стороны, а присутствующие гости, возможно, по-новому взглянут на сцены из известных фильмов. Еще он сообщил, что реплики и мнения из зала приветствуются.
Далее слово взял Максим Коваленко – психолог, специалист в области психосоматики и недирективного гипноза, а также модератор вечера. Он подтвердил, что эксперты с ним во главе готовы с разных сторон и опций исследовать тему, и объявил к показу три сета фрагментов из фильмов про любовь, где первый блок посвящен отношениям между мужчиной и женщиной, второй – родителям и детям, третий – любви к себе. Как модератор, он представил остальных экспертов – кинокритика и куратора фестивалей Егора Москвитина, продюсера и главного редактора портала «Кино-Театр.Ру» Жана Просянова и впервые вошедшую в экспертный пул «viju ночь эмоций» сексолога и консультанта в сфере сексуальных и семейных отношений Татьяну Коломыцеву.
В первом блоке собравшиеся увидели отрывки из фильмов «9½ недель» Эдриана Лайна, «Быть Сальвадором Дали» Мэри Хэррон, «Соседи сверху» Сеска Гая, «Сезон измен» Марка О Роу, «Принцесса Монако» Оливье Даана.
Мне же не хватило в этом списке «Семьи Роуз» Дени де Вито – классики подобных коллизий, если предположить, что кинофрагменты отбирались из сцен, в которых чувства героев колеблются между нежностью и абьюзом, страстью и созависимостью, доверием и контролем и т.д.
Эротическая драма «9½ недель» психологом была названа учебником абьюзивных отношений, главный герой – нарциссом и психопатом, абсолютно холодным внутри, а критиками – историей про расщепление личности героини, когда она вследствие манипуляций героя растворяется в нем и теряет себя. Сексолог же сообщила, что помимо абьюза героиня претерпела серьезные сексуальные качели, что секс с абьюзером ярче, чем с нормальным партнером, и что в жизни такая история длилась бы дольше – он бы просто так ее не отпустил (добавив по-простому: «Хороший секс капец как дезориентирует»).
По поводу «Соседей сверху» она запальчиво заявила: «Чужая любовь не должна нарушать границ других людей!» (герои фильма не стесняются громких проявлений своей интимной жизни, чем сильно осложняют жизнь окружающим) – оказывается, в реальной жизни сексолог пережила подобную ситуацию, только в ее случае сексуально буянили соседи снизу.
Обсуждая «Быть Сальвадором Дали», критик Егор Москвитин обратил внимание зала на сцену, в которой Гала, как фурия – не выбирая выражений, напрягая голосовые связки, пуча глаза, – набрасывается на мужа, требуя денег и приказывая работать работать, работать! После чего стоящий в кадре спиной к камере Дали поворачивается – мы ждем скорбного лика, слез, да чего угодно, а видим полный восторг на его лице. Он восхищается силой гнева Галы, тот его будоражит и подхлестывает!
Присутствующие в зале активно рвались принять участие в разговоре, и такая возможность им была дана. Первый же вопрос от зрителей обескуражил: « В кино словно бы не существует нормальных отношений – показывают исключительно одну патологию. Можете привести пример фильма с героями, находящимися в здоровых отношениях?», на что оба критика хором ответили: «Симпсоны» и «Семейка Адамс». А кто-то из зала заявил: «Несчастные отношения и кино есть антонимы, про счастливые отношения никто не будет смотреть – быстро станет скучно».
Москвитин сообщил, что хорошие фильмы «дают нам пинка» для роста и развития, а Просянов пояснил: «Есть такой слоган: героиня должна страдать. Чтобы зритель впрягался за героев – сочувствовал и сопереживал, должны присутствовать эмоциональные качели».
И заканчивая про «viju ночь эмоций: всё о любви»: живая музыка (рояль) в фойе, обещанная душевная атмосфера в зале, совместный разбор хорошего кино – все почти как в существовавших в советские времена киноклубах, которых так не хватает сегодня.

