Колонну пробега тепло встречают жители Казахстана. Фото Макса Прехнера. Иллюстрация из книги
Издание подготовлено накануне 120-летия со дня рождения писателя и журналиста Михаила Лоскутова (1906–1941), участника автопробега 1933 года через пустыню Каракумы. Никита Голованов, руководитель научно-исследовательской службы Музея транспорта Москвы, во вступительной статье «Из сердца Москвы – к пескам Каракумов» подчеркивает, что это была не первая и не единственная подобная экспедиция через каракумские пески: «Незадолго до пробега, в середине 1920-х годов, в составе СССР были образованы союзные республики – Узбекская, Таджикская и Туркменская. Начало их активного освоения и индустриализации, естественным образом сопряженное со строительством дорог и распространением транспорта, пришлось на конец 1920-х годов. Уровень автомобилизации в те годы был крайне низким даже в центральных регионах страны, в пустыне же тем более основным способом передвижения по-прежнему оставались верблюды». И тем не менее «стать «очередным» пробег 1933 года не мог по определению: в центре внимания впервые оказались автомобили, произведенные в СССР, а не закупленные за рубежом. Соответственно задаче проложили маршрут: путь протяженностью более 9000 километров проходил через два десятка регионов огромной страны».
|
|
Михаил Лоскутов. Рассказы о пустыне и дорогах / Автопробег Москва–Каракумы–Москва / Фото – М. Прехнер; [к сборнику в целом]; сост., авт. науч. коммент. и вступ. ст. А. Миронов; авт. вступ. ст. Н. Голованов.– М.: Бослен, 2025. – 232 с. |
И конечно, издание получилось бы неполным без репортажей еще одного участника пробега – фотографа Макса Прехнера. Отмечено, что многие снимки из его архива опубликованы впервые.


