Глава Госдепартамента Марко Рубио сообщил, что США собирают и российские, и украинские идеи мирного урегулирования. Фото Reuters
За последние сутки в западных СМИ появился прямо-таки вал публикаций (все – со ссылкой на анонимные источники) о существовании некоего плана Белого дома (либо людей из администрации Белого дома), направленного на окончание конфликта РФ и Украины. В самой команде Дональда Трампа его существование не отрицают, но и не подтверждают, по крайней мере прямо. В Кремле реакция схожая. Представители властей стран ЕС сдержанно критикуют план, который, кстати, никто не видел.
Новость о том, что в команде Трампа сформулировали 28 предложений, призванных окончить кровопролитие, в разных вариациях сообщили или подтвердили несколько достаточно авторитетных американских и британских СМИ. Первенство тут принадлежит порталу Axios. Портал информированный, известный тем, что обладает хорошими источниками в Белом доме, хотя и критикуемый сторонниками Трампа, многие из которых считают его ресурсом, приближенным к Демократической партии и лично к экс-президенту Джозефу Байдену.
Из всего изложенного в СМИ, вкратце, вырисовывается следующая картина урегулирования, прописанная в плане. Войска РФ останавливают свое продвижение, уходят с небольшой части контролируемых сейчас территорий. Присоединение Донбасса и Крыма к РФ должно быть юридически признанно какими-то странами, но не Украиной. Украинские власти должны взять мораторий на вступление в НАТО минимум на несколько лет, существенно сократить свою армию, объявить русский язык вторым государственным, отменить гонения на Украинскую православную церковь Московского патриархата. Украине будет ограничена военная помощь со стороны Запада. Санкции против России снимаются. Часть районов Донбасса становятся демилитаризованными. РФ, в свою очередь, должна дать обещание не нападать на Украину и другие страны, а также платить какую-то сумму Киеву, которую один из источников британской газеты The Telegraph назвал «арендной платой» за Донбасс. Как именно предполагается контролировать соблюдение данных условий, из утечек о плане непонятно, но точно не так, как собирались поддерживать мир союзники США по НАТО. Они, напомним, создали так называемую Coalition of the Willing (переводится как «коалиция желающих» или «коалиция решительных») – коалицию стран, готовых отправить свои войска на украинскую территорию, когда там установится режим прекращения огня.
«Я могу по этому сюжету лишь сказать то, что мы повторили уже неоднократно вчера: чего-то нового добавить к тому, что говорилось в Анкоридже (имеется в виду саммит Трампа и Владимира Путина на Аляске 15 августа. – «НГ»), мы не можем. Каких-либо новаций в данном случае у нас нет», – сказал пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, отвечая на вопросы журналистов в четверг, 20 ноября. Днем ранее он также сообщил прессе, что у него нет чего-либо нового по теме российско-украинского мирного урегулирования.
Из американских чиновников, по данным на четверг, самый информативный комментарий по ситуации дали госсекретарь Марко Рубио и спецпредставитель президента Стив Уиткофф. Первый написал в соцсети текст, в котором указано, что прекращение столь сложного конфликта «требует широкого обмена серьезными и реалистичными идеями». Потом Рубио повторил тезис, который озвучивал ранее («достижение прочного мира потребует от обеих сторон пойти на непростые, но необходимые уступки»), снабдив его выводом: «именно поэтому мы продолжаем разрабатывать список возможных идей» по прекращению противостояния, «основываясь на предложениях обеих сторон конфликта». Если перевести написанное им с дипломатического языка, получается, что нет никакого окончательного плана, есть лишь «список возможных идей».
А Уиткофф в тут же удаленном им же тексте в соцсети предположил, что о плане прессе мог сообщить некто К. Кто имеется в виду, спецпредставитель не разъяснил, как ни пытались журналисты это узнать. Что касается самого Трампа и пресс-службы Белого дома, то они разъяснений на момент подписания номера не дали.
Изложенные в западной прессе сведения о плане, конечно, вызывают много вопросов. Нетрудно заметить, что список того, что должна сделать Украина, куда обширнее того, что должна сделать РФ. Утечки о плане вообще очень напоминают те самые российские предложения на переговорах в Стамбуле, которые ранее Киев счел неприемлемыми для себя. Если таков план Белого дома, то он не вяжется с последними заявлениями и действиями Трампа на российско-украинском направлении. Президент США добивался от Индии отказа на поставки нефти из РФ, дал добро на принятие законопроекта о запретительных тарифах на товары стран, покупающих российские энергоресурсы, поставлял Украине вооружение. Если план в том виде, в котором его изложили СМИ, существует, Трамп, получается, комбинировал: с одной стороны, изыскивал инструменты давления на Россию, с другой – сигнализировал, что готов пойти на благоприятные ей уступки. Причем делал это втайне и от многих членов своей команды, для которых, по данным американской прессы, известие о наличии какого-то плана урегулирования оказалось сюрпризом, и от союзников.
В четверг была встреча глав МИД стран ЕС. Ее участники весьма дипломатично комментировали журналистам новости о плане. Они главным образом подчеркивали свои прежние позиции: любые переговоры по Украине не должны проходить без Украины. Крайне резко отозвалась о плане разве что глава МИД Финляндии Элина Валтонен. Она назвала его «выглядящим так, будто его написали в Москве». Но в целом высокопоставленные комментаторы ссылались на недостаток информации для выводов.
Необходимо отметить, что, если план Трампа действительно таков, каким его представили в СМИ, президент США ради окончания российско-украинского конфликта решился на рискованную для себя игру. Новости о РФ и об Украине в американских СМИ – не на первом месте, а вот главным там является все, что связано с делом Джеффри Эпштейна. Трамп как раз подписал закон о рассекречивании информации, связанной с этим финансистом-педофилом, покончившим самоубийством в тюремной камере в 2019 году. В американских СМИ вовсю рассуждают, что президент, которого вынудили раскрыть «файлы Эпштейна», якобы роет себе политическую могилу. Всплывут-де компрометирующие Трампа факты. Он не просто знал Эпштейна, тот, судя по некоторым данным, пробовал сообщить о нем какую-то информацию, в том числе России. В этих условиях навлекать на себя подозрения в мягкости по отношению к Москве для Трампа небезопасно. О готовности использовать тему предполагаемого плана урегулирования президенту уже просигнализировала внутрипартийная оппозиция. Республиканец, член Палаты представителей Дон Бэкон в довольно резких выражениях раскритиковал Трампа, фактически обвинив его в предательстве интересов страны.
* * *
За обсуждением «плана, который никто не видел» следили и авторы российских Telegram-каналов.
«Стоит обратить внимание, что в этот самый момент украинцев страшно трясёт, министры разбегаются по заграницам как тараканы, совершенно независимые украинские депутаты (про которых достоверно известно, что их можно в любой момент купить хоть из Москвы, хоть из Минска, хоть из американского посольства, была бы крипта под рукой) призывают киевское начальство уйти в отставку, крылатые политические качели стремительно летят-летят-летят из перемоги в зраду, украинцы, только отказавшись от продолжения переговоров с Кремлём, заявляют о своей немедленной готовности к их возобновлению, в европейских столицах делают вид, что никакой коррупции на Украине нет, и их понять можно: зачем палить такую делянку», - пишет «Беспощадный пиарщик».«Reuters сообщает: спецпосланник Трампа по Украине Кит Келлог, которого называли «симпатизирующим Киеву ухом» и «ключевым защитником Украины» в Белом Доме, планирует покинуть свой пост в январе, - пишет «Темник»ю Уход Келлога — не просто кадровое решение, а знаковая победа одной из внутренних фракций в Белом Доме. Событие обнажает борьбу между условными «ястребами» или «защитниками» (к которым относился Келлог), выступающими за более жёсткую линию в отношении России, и фракцией «миротворцев-прагматиков» (во главе со Стивом Уиткоффом), которые продвигают идею скорейшего мира через уступки со стороны Украины. Это означает, что дальнейшие действия США будут менее хаотичными и более целенаправленно двигаться в сторону принуждения Украины к миру».




