Домашнее хозяйство обеспечивает основную часть доходов многих сельских жителей Северного Кавказа. Фото Reuters
Бюджетные вложения в инфраструктуру Северного Кавказа недостаточно эффективны и не всегда дают ожидаемые результаты. Кроме того, на Кавказе есть своя специфика. В частности – отсутствие связи между экономическим ростом и доходами населения. Неэффективность институтов развития в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО) и коррупция препятствуют модернизации макрорегиона, считают социологи.
Счетная палата (СП) проверила использование федеральных субсидий на строительство объектов ЖКХ и культуры в рамках госпрограммы «Развитие Северо-Кавказского федерального округа», а также бюджетных инвестиций, которые выделялись АО «Кавказ.РФ» на создание туристической инфраструктуры на территории Северного Кавказа.
Проверка СП показала, что бюджетные деньги расходуются «недостаточно эффективно и не всегда приводят к ожидаемым результатам».
Так, в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии неэффективно использованы бюджетные субсидии в размере 1,3 млрд руб. и 405 млн руб., которые выделялись на реконструкцию канализационных очистных сооружений в селе Эльбрус и драматического театра в Черкесске. Проверка установила, что результаты предоставления субсидий не достигнуты: построенные очистные сооружения не введены в эксплуатацию, строительство драмтеатра приостановлено.
Социальное и коммунальное бюджетное строительство в регионах РФ – это зона масштабных нарушений на территории почти всей страны. Более 60% бюджетных контрактов существенно пересматривались в ходе строительства. Около трети социальных строек за счет средств федерального бюджета превратились в долгострой. При этом большая часть объектов социального, коммунального и культурного строительства получала бюджетное финансирование вообще без проектно-сметной документации (см. «НГ» от 19.06.25). И речь по всей стране идет о несопоставимых с расходами на СКФО суммах – порядка 680 млрд руб.
Нарушения в расходовании бюджетных средств в регионах СКФО выглядят весьма скромными. Так, завышение сметной стоимости строительства на очистных сооружениях в Эльбрусе составило 154 млн руб. А смета реконструкции драмтеатра была увеличена на 159 млн руб. Аудиторы также обнаружили факты нецелевого использования части средств (18,6 млн руб.), включая закупку оборудования, которое не относилось к реконструкции объектов.
Невысокая эффективность обнаружилась и при бюджетных инвестициях на создание объектов туристической инфраструктуры в особых экономических зонах (ОЭЗ) на Северном Кавказе. В 2022–2025 годах общий объем инвестиций в инфраструктуру ОЭЗ составил 40,2 млрд руб., из которых освоено 28,8 млрд руб. (71,6%). Нецелевого использования средств проверкой не установлено, но часть объектов строительства так и не была введена в эксплуатацию.
Так, по итогам 2022 года фактически были введены три объекта особых экономических зон из пяти запланированных. В 2023 году было введено в эксплуатацию 18 объектов из 20 запланированных, а в 2024 году – 7 из 9.
Кроме того, аудиторы считают, что в регионе возникают риски увеличения недополученных доходов бюджетной системой РФ за счет работы «теневого сектора». Значительное число объектов гостиничной инфраструктуры расположено вне особых экономических зон.
Проверка СП обнаружила, что услуги по размещению туристов оплачиваются в неофициальном порядке. Собственники объектов размещения туристов не зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей или юридического лица. Поэтому часть объектов размещения не могут быть включены в Единый реестр объектов классификации в сфере туристской индустрии. Значительный объем номерного фонда, а также иные сервисные объекты размещены за границами ОЭЗ, «Архыз»161 – в селе Архыз и на «Софийской поляне», где совокупно создан номерной фонд из более 4100 номеров.
Впрочем, замечания Счетной палаты могут показаться незначительными на фоне основных экономических проблем региона. Неэффективность институтов развития в СКФО, коррупционные риски создают серьезные препятствия на пути экономической модернизации макрорегиона, сделали вывод социологи Анета Гадиева и Маргарита Кулова из Института социально-политических исследований РАН. Существующие на Северном Кавказе проблемы и препятствия создают экономические риски для макрорегиона с точки зрения его экономической стабильности и с учетом современных геополитических вызовов.
«Наличие внешних акторов, пытающихся влиять на процессы на Северном Кавказе, террористическая и экстремистская опасность со стороны религиозных радикалов, межнациональная напряженность в ряде республик региона и все разъедающая коррупция – вот основные вызовы, тормозящие развитие этой стратегически важной территории», – пишут социологи. По их словам, одним из основных рисков для экономики субъектов СКФО является отсутствие устойчивой связи между экономическим ростом и доходами населения, что обуславливает риски снижения доходов в случае сокращения объемов финансовой помощи регионам со стороны федерального Центра.
Но в российском правительстве отмечают другую картину положительных изменений в регионах Северного Кавказа. Объем инвестиций в основной капитал на территории СКФО вырос на 16,3% к аналогичному периоду предыдущего года, в первую очередь за счет роста частных вложений, утверждают в Минэкономразвития. Численность занятых увеличилась на 1,5%, объем отгруженных товаров, выполненных работ и услуг увеличился на 5%. Также выросли реальные денежные доходы населения – на 8,1%. Такие результаты подтверждают устойчивую динамику развития регионов и повышение эффективности мер государственной поддержки, считают чиновники. По итогам девяти месяцев 2025 года в округе также отмечается рост турпотока. За январь–сентябрь 2025 года курорты туристического кластера СКФО посетили 1,68 млн человек, что превышает показатель аналогичного периода прошлого года.
Основной целью государственной политики в сфере развития приоритетных территорий, в том числе СКФО, является доведение основных социально-экономических показателей до средних по стране уровней. «Для достижения указанной цели регионам округа необходимо расти значительно выше среднероссийских темпов, чтобы в перспективе до 2036 года выйти на средний уровень по стране в абсолютных значениях. Сокращение разрыва между СКФО и среднероссийским уровнем и соответственно дальнейший рост инвестиций на Кавказе невозможны без снятия ограничений: финансовых, инфраструктурных, кадровых», – сообщил замминистра экономического развития РФ Сергей Назаров (см. «НГ» от 07.08.25).
На сегодня регионы Северного Кавказа выделяются позитивными демографическими показателями на фоне среднероссийской статистики. В Северо-Кавказском федеральном округе, в частности, отмечается рост сельского населения при его сокращении в других федеральных округах.

