Заместитель председателя Счетной палаты Галина Изотова предлагает усилить контроль за строительством социальных объектов в регионах. Фото с сайта www.ach.gov.ru
Счетная палата оценила эффективность расходов бюджета в объеме 676 млрд руб. на строительство и ремонт объектов здравоохранения, образования, спорта и культуры в большинстве регионов страны. Результаты проверки оказались во многом сенсационными: большая часть строительства получала бюджетное финансирование без проектно-сметной документации. Более 60% контрактов существенно пересматривались в ходе строительства. Около трети социальных строек превратились в долгострой. Для исправления ситуации аудиторы предлагают усилить ответственность региональных чиновников, а также внедрять типовые стандартные решения.
Российский бюджет финансирует строительство, ремонт или реконструкцию социальных объектов, которые попадают в национальные проекты «Культура», «Образование», «Экология», «Здравоохранение», «Демография». Оценивать расходы казны и будущие результаты работ помогает единая информационная система госзакупок.
Доля несостоявшихся закупок составляет более половины объема начальных (или максимальных) цен контрактов. При этом среднее значение количества допущенных заявок на участие в состоявшихся закупках составило 2,4 заявки на каждый лот. Для закупок с начальной (максимальной) ценой контракта выше 500 млн руб. в среднем было подано полторы заявки.
Аудиторы Счетной палаты обратили внимание на большую задержку времени между поступлением бюджетных субсидий в регионы и проведением процедуры госзакупок. «Около 70% извещений о закупках для нужд регионов и около 50% извещений о закупках для муниципальных нужд размещались в единой информационной системе только спустя два месяца со дня доведения лимитов бюджетных обязательств», – отмечается в заключении Счетной палаты (СП). В отдельных случаях задержки могли доходить до одного года. «Основная причина поздних сроков контрактации – отсутствие утвержденной проектно-сметной документации», – отмечает заместитель председателя СП Галина Изотова.
С января 2022-го по май 2024 года было расторгнуто 16% общего количества контрактов, которые реализовывались в рамках региональных проектов. При этом более 78% контрактов расторгались с малыми и микропредприятиями, которые не имели необходимого оборудования и персонала для выполнения контракта в установленные сроки и с требуемым качеством. «Контракты преимущественно расторгались по соглашению сторон, при этом не указывались причины расторжения. По мнению Счетной палаты, это может приводить к сокрытию недобросовестности одной из сторон контракта и, как следствие, к непредъявлению штрафных санкций за нарушения условий контракта», – отмечается в заключении СП.
Основными причинами увеличения сроков достижения результатов на этапе исполнения контрактов является низкое качество проектной документации и результатов инженерных изысканий по строительству или реконструкции объектов капитального строительства, а также недобросовестность подрядчиков, которые не выполняют свои обязательства и срывают сроки выполнения работ, делают вывод аудиторы СП.
Несмотря на нормативно установленное ограничение на увеличение цены контрактов под ключ (30% цены контракта), более четверти заказчиков применяли механизмы, позволяющие увеличивать цену контрактов еще больше.
Типовая проектная документация, которая должна ускорять процессы строительства, использовалась только в 51 из 113 контрактов, для которых ее применение было обязательным условием. При этом анализ показал, что в ряде случаев типовая проектная документация не соответствовала требованиям актуальных технических регламентов. В результате внесения требуемых корректировок в такую проектную документацию расходуются дополнительные средства бюджетов, увеличиваются сроки проектирования и строительства объектов.
По результатам проверки Счетная палата предлагает правительству РФ перечни видов оборудования, которое необходимо с начала эксплуатации объекта строительства в рамках контракта под ключ. Такие перечни оборудования затруднят завышение цен при исполнении госконтрактов.
Кроме того, правительству РФ предлагают усилить ответственность региональных чиновников за срывы контрактов социального строительства. По рекомендации Счетной палаты правительство может пересмотреть перечень оснований для освобождения субъектов РФ от применения мер ответственности – сокращения финансирования из федерального бюджета.
Ранее Счетная палата проверяла строительство Севастопольской больницы скорой медпомощи и отметила низкую эффективность реализации проекта: за пять лет (с 2020 года) работы на объекте подорожали более чем в полтора раза. На 1 января 2025 года техническая готовность больницы составила всего 16,1%. В соответствии с госконтрактом первоначально планировалось сдать больницу скорой помощи еще в декабре 2021 года. Но позже сроки начала эксплуатации неоднократно переносились. «В настоящее время срок ввода больницы установлен на четвертый квартал 2026 года. Однако с учетом текущих темпов работ и технической готовности объекта Счетная палата видит риск дальнейшего переноса сроков строительства», – сообщили аудиторы.
В ходе проверки также были выявлены различные нарушения и недостатки, допущенные в ходе строительства, в том числе: завышение стоимости работ по утилизации отходов на сумму 104,8 млн руб., завышение непредвиденных расходов на 406,2 млн руб., существенное изменение проектной документации без прохождения повторной госэкспертизы и др.
По сообщениям региональной прессы, подобные проверки аудиторов в регионах приводят к возбуждению уголовных дел против исполнителей контрактов социального строительства.