0
189
Газета Экономика Печатная версия

07.08.2025 20:21:00

Причину депопуляции России нашли в рыночной экономике

Способное к самовоспроизводству сельское население сокращается везде, кроме Северного Кавказа

Тэги: депопуляция регионов, рыночная экономика, либеральная модель развития страны, миграция в крупные города, деградация малых поселений

Online-версия

депопуляция регионов, рыночная экономика, либеральная модель развития страны, миграция в крупные города, деградация малых поселений В сельских поселениях большинства регионов людей все меньше. Фото Reuters

Депопуляция большинства регионов РФ за счет стягивания населения в крупные города с низкой рождаемостью – прямое следствие развития по модели свободной рыночной экономики, утверждают ученые. Рост плотности населения стимулирует городскую экономику и расширение в ней сферы услуг. В итоге стимулы для переезда в крупные города только увеличиваются. Последние десятилетия сельское население сокращается везде, кроме Северного Кавказа.

Либеральная модель развития страны с минимизацией вмешательства государства в социальную сферу привела к «постоянной и непрекращающейся оптимизации», отмечает Ася Воропаева, старший научный сотрудник Института социологии РАН, в новом исследовании о деградации малых поселений. 

«Опыт последних десятилетий показывает, что государство не может обеспечить рост общественного благосостояния и качество жизнедеятельности в малых городах только лишь рыночными отношениями», – считает социолог.

Процесс сверхконцентрации населения в мегагороде способствует одновременно повышенному отчуждению городского населения. С другой стороны, урбанизация способствует тенденции создания внутри крупного города автономных микропоселений для наиболее обеспеченных граждан. Кроме этого, бесконтрольная урбанизация приводит к уменьшению доли людей, живущих в сельских районах, что, в свою очередь, ослабляет сельскохозяйственное производство и влечет за собой уничтожение поселения.

В связи с миграцией в крупные города сельское население почти всех федеральных округов РФ в наибольшей степени сократилось в Приволжском, Дальневосточном и Сибирском федеральных округах (примерно на 1%), в меньшей степени – в Уральском, Южном, Северо-Западном и Центральном (примерно на 0,5%). «С 1990 года из региона Дальнего Востока уехали почти 2,5 млн человек – это четверть всего населения. Ежегодно с Дальнего Востока России продолжается процесс переселения десятков тысяч человек. С 2018 по 2022 год регион потерял 3,3% населения, за последние 30 лет в целом – более 23%», – отмечает социолог. По словам Воропаевой, происходит увеличение диспропорций в размещении сельского населения внутри страны, при котором лучше всего себя чувствуют наиболее освоенные и благоприятные в природном (прежде всего климатическом), экономическом и социальном отношениях территории.

За 2022 и 2023 годы численность сельского населения снизилась в среднем по стране на 0,6%. При этом в Приволжском и Дальневосточного округе численность сельских жителей сократилась с 2021 по 2022 год на 1%. Но в Северо-Кавказском округе число жителей села, напротив, увеличилось сразу на 1%, приводит данные Центра изучения проблем сельских территорий Воропаева.

Главными факторами депопуляции малых городов и сельской местности являются естественная убыль населения, миграционный отток и изменение административно-территориальных границ в пользу городских территорий. Проблемы развития малых городов, их перспектив в пространственном развитии России стали звучать как социально значимые, геополитические, отмечают ученые. По их оценкам, в малых городах в целом проживает около 15% населения страны. Но современная урбанизация в России увеличивает долю населения мегагородов при одновременном снижении ее в малых городах, что ведет к опустошению больших территорий страны.

Правда, в новой правительственной Стратегии пространственного развития страны до 2030 года речь идет о так называемых опорных пунктах, а не о малых городах или сельских поселениях. Общую идею новой стратегии можно сформулировать одним предложением: остановить отток населения в крупные городские агломерации из опорных пунктов по всей стране, и особенно из регионов Сибири, Дальнего Востока и Арктики. Именно такие целевые показатели зафиксированы в тексте стратегии (см. «НГ» от 18.05.25). При этом правительство РФ признает, что к 2030 году остановить отток населения в крупные города уже никак не получится. Ключевой показатель стратегии – доля постоянного населения опорных пунктов вне городских агломераций. Еще недавно эта доля составляла 26,7% от всего населения РФ. И к 2030 году она упадет до 25,6% в инерционном сценарии или до 26,1% в идеальном целевом сценарии. На практике это означает, что уже в ближайшие пять лет примерно 1,5 млн россиян переедут из стратегически важных для РФ населенных пунктов в крупнейшие города. И в лучшем случае новая правительственная стратегия сможет лишь восстановить нынешнюю численность населения важных опорных пунктов только к 2036 году.

Замедлить миграцию населения в крупные города можно лишь за счет повышения уровня жизни и возможностей для работы на периферии страны к стандартам крупных городов. Но это требование часто входит в противоречие с интересами важных лоббистских групп: энергетики не могут или не хотят обеспечивать энергией периферийные территории, транспортникам неинтересно строить дороги и обеспечивать доступность каждого периферийного поселка. Минфин РФ также мечтает сэкономить на финансировании социальной инфраструктуры периферии. К тому же многолетний курс властей на «оптимизацию» привел к дефициту врачей, учителей и других специалистов даже в крупных городах центральной части России, не говоря уже о региональных городках и поселках. К тому же чиновники Центробанка могут возмутиться, если вдруг периферийная Россия ускорит свое развитие за счет кредитования или прямой бюджетной поддержки. Так что по части реализации и обеспечения у новой Стратегии пространственного развития – большие проблемы, на часть которых и указывается в недавнем докладе Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН (см. «НГ» от 18.05.25).

Понятный пример препятствий для развития восточных территорий – это низкий уровень их газификации и угроза дефицита производства электроэнергии. «Развитие гидроэнергетики в объединенной энергосистеме (ОЭС) Сибири практически остановилось: за 2009–2019 годы установленная мощность ГЭС возросла на 18%, а к 2029 году она увеличится всего на 0,4%», – отмечается в докладе ИНП РАН. Проблема низкой степени газификации промышленных потребителей пока остается нерешенной. Поэтому в период до 2030 года дополнительный спрос в ОЭС Сибири может быть покрыт только за счет дозагрузки наименее эффективных существующих угольных мощностей и строительства новых объектов угольной генерации. Но наращивание неэффективной угольной генерации сопряжено с увеличением вредных выбросов и ухудшением состояния окружающей среды, предупреждают авторы доклада ИНП РАН.

Для остановки миграции и сохранения населения в малых городах и сельской местности необходима современная инфраструктура: дороги, школы, детские сады, больницы, доступ в интернет. На это указывает около 70% опрошенных. Более 40% респондентов выражают пожелание, чтобы «зарплата была на 30% выше городской». Около 30% респондентов считают достаточным стимулом предоставление жилья или получение беспроцентного кредита на его постройку. Как показывают опросы, приостановление миграционного оттока из малых городов и сел возможно при выделении бесплатного жилья для молодежи и семьям с детьми, приезжающим для работы и постоянного места жительства. Также важно строительство школ для детей, учитывая особое значение начальной школы в небольших поселениях, причем с качественным образованием, с возможностью не возить маленьких детей в школу далеко от места жительства, перечисляют социологи. Некоторые жители городов уже начали переезжать или готовятся к переезду в сельскую местность. 

Правда, в общей статистике внутренней миграции растущий интерес к сельской жизни не является значимым фактором. 

Примечательно, что рост сельского населения в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО) происходит на фоне его отставания по многим показателям от среднероссийского уровня. На совещании о развитии СКФО в конце июня 2025 года выступил замминистра экономического развития РФ Сергей Назаров, который отметил, что Северо-Кавказский федеральный округ является геостратегической территорией, что закреплено в обновленной Стратегии пространственного развития Российской Федерации до 2030 года. По словам чиновника, основной целью государственной политики в сфере развития приоритетных территорий, в том числе СКФО, является доведение основных социально-экономических показателей до средних по стране уровней. «Для достижения указанной цели регионам округа необходимо расти значительно выше среднероссийских темпов, чтобы в перспективе до 2036 года выйти на средний уровень по стране в абсолютных значениях. Сокращение разрыва между СКФО и среднероссийским уровнем и соответственно дальнейший рост инвестиций на Кавказе невозможны без снятия ограничений: финансовых, инфраструктурных, кадровых», – сообщил Назаров.

В конце июля 2025 года президент РФ Владимир Путин поручил до 31 декабря обеспечить согласование национальных проектов РФ и положений Стратегии пространственного развития РФ.


Другие новости