Роста производительности, по большому счету, не бывает без конкуренции, полагает глава Минэкономразвития Максим Решетников. Фото РИА Новости
За последние семь лет производительность в России выросла на 8,2%, сообщил министр экономического развития РФ Максим Решетников. По его словам, в последние два года на фоне высоких темпов роста экономики производительность ускорилась до 2,7%. В ближайшее время власти обещают увеличивать производительность при сокращении инвестиций – за счет «реинжиниринга бизнес-процессов на основе бережливого производства». «НГ» уже писала, что власти рассматривают опережающий рост зарплат по сравнению с приростом ВВП серьезной проблемой (см. номер от 28.10.25).
«На ближайшие пять лет мы заложили средний (рост производительности труда. – «НГ») 2,5% – это очень амбициозная задача. На уровне предприятий производительность труда будет расти на 5% в год – это KPI по нашему федпроекту, и это вполне посильная задача – внедряя новые технологии, бережливое производство, роботизацию, искусственный интеллект. Наш подход – производительность должна становиться уже не технологией, а культурой, которая будет частью нашей большой производственной системы в экономике. При этом общая цель правительства до 2030 года по производительности – 20,7% – пятую часть от цели позволит достигнуть федеральный проект «Производительность труда», – отметил Максим Решетников.
Степень монополизации рынков в России после ухода западных компаний выросла, нужны административные механизмы и квазирыночные стимулы мотивации роста производительности, заявил Решетников. «Надо понимать, что производительность на макроуровне – это характеристика нашей экономической системы. По большому счету роста производительности не бывает без конкуренции. Мы понимаем, что конкуренция – основной двигатель повышения производительности, хотя у нас, конечно, сейчас с конкуренцией есть некоторые проблемы», – сказал министр.
Рост производительности на 2,5% в год – это действительно очень амбициозная задача. По данным Росстата, в последние годы в РФ производительность то падала, то снова восстанавливалась. Во время коронакризиса индекс производительности труда Росстата снизился на 0,5%, а в 2022 году – упал на 2,9%. В прошлом году индекс производительности труда Росстата вырос на 3,4%. Для расчета индекса производительности в Росстате делят общий произведенный продукт на «совокупные затраты труда», которые измеряются не в выплаченной зарплате, а только в отработанном времени. В связи с этим в своей реальной политике российские власти учитывают не общее отработанное время (в человеко-часах), а выплаченные работникам деньги. И крайне озабочены противоречием: с начала специальной военной операции реальные зарплаты в стране выросли на 23%, тогда как прирост ВВП составил всего 8% (см. «НГ» от 28.10.25).
Исправить это противоречие можно было бы наращиванием инвестиций в технологическое перевооружение. Но в официальном правительственном плане на 2026 год запланирован не рост инвестиций, а их сокращение.
Вместо сокращения инвестиций можно было бы простимулировать техническую модернизацию для интенсивного повышения производительности труда. «Этот путь требует соответствующей активизации инвестиционного процесса: повышения нормы накопления основного капитала с 22% в 2024 году до 24% в 2030 году и 25% в 2035 году», – объясняет руководитель Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Дмитрий Белоусов.
|
|
Участников форума по производительности труда в Москве развлекали человекоподобные роботы. Фото РИА Новости |
В социальной сфере производительность труда планируется повысить за счет «увеличения количества посещений организаций культуры в расчете на одного работника организации».
На форуме по производительности 6 ноября министр промышленности и торговли РФ Антон Алиханов рассказал о проектах по применению роботизированных систем, направленных на сокращение дефицита производственного персонала. «Даже фрагментарное внедрение роботов или автоматизированного оборудования на отдельных участках способно оптимизировать численность персонала и снизить операционные издержки до 40%. Применение же комплексных решений вплоть до создания полностью автоматизированных производств способно высвободить до 80% сотрудников при сохранении существующих объемов выпуска», – сообщил Антон Алиханов. Как именно в промышленности будут внедряться роботы при общем сокращении инвестиций, министр не разъяснил. В свою очередь, представители столичной мэрии рассказали о факторах роста производительности труда в столице. «Одним из ключевых направлений сегодня становится автоматизация и внедрение новых технологий. При этом важно понимать, что основой для цифровизации должно служить бережливое производство – оптимизация процессов и устранение потерь. Без этого автоматизация неэффективных процессов теряет смысл. Мы видим, что рост производительности на отдельных участках может достигать 50%. Но внедрение технологий неизбежно меняет требования к компетенциям сотрудников. Поэтому приоритетной задачей становится обучение и переобучение персонала, чтобы люди могли эффективно работать с новыми инструментами. Это стратегическая инвестиция в будущее – в повышение эффективности и конкурентоспособности предприятий столицы», – рассказала заммэра Москвы, руководитель Департамента экономической политики Мария Багреева.
«Для нас бережливое производство – главный способ качественно решать задачи наших заказчиков. Мы открыли центр компетенций для подготовки специалистов в Новосибирске. На «Фабрике процессов» прошли обучение уже более 5500 сотрудников. Мы запустили «Фабрику идей», на которой подано уже более 2000 идей от более 750 сотрудников. Наш проект «Бережливый километр» позволил повысить среднюю скорость строительства. Потенциальный эффект от внедрения этих проектов составляет более 2 млрд руб.», – поделился гендиректор «Газстройпрома» Николай Ткаченко.
Гендиректор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев рассказал о значении системного подхода во внедрении инструментов роста производительности труда и бережливого производства. «Если рост достигается только за счет экстенсивных факторов, он быстро выдыхается, если строится на культуре, цифровизации и человеческом капитале – становится системным и долговременным. И цели по производительности труда надо ставить каждой компании индивидуально такие, которые обеспечат стратегию ее развития», – пояснил Алексей Лихачев.

