У России нарастают проблемы при движении к технологическому и экономическому суверенитету. Уже через 8–10 лет РФ не сможет изготавливать даже технологические образцы, не говоря уже о конкурентоспособном серийном производстве. Такие прогнозы сделали независимые аналитики, которые утверждают, что Россию «несет в стагнацию». Среди очевидных проблем: преждевременная бюджетная консолидация, аномально высокие кредитные ставки, торможение инвестиций и сокращение производства в гражданских отраслях.
«У нашей страны есть отличный потенциал. Мы понимаем, на кого сможем опереться, чтобы обеспечить устойчивое развитие экономики, социальной сферы и обрести промышленный и технологический суверенитет страны», – заявил в прошлый понедельник премьер Михаил Мишустин.
|
|
Динамика расходов на НИОКР в разных странах (% ВВП). Источник: ЦМАКП |
Правда, независимые эксперты словно не замечают успехов в «создании нужной нормативной правовой базы».
Россия принадлежит к небольшой группе стран с низкими – около 1% ВВП – расходами на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), отмечается в докладе о проблемах реализации стратегии технологического суверенитета, с которым выступил Дмитрий Белоусов, руководитель направления Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). Он обращает внимание, что наша страна является уникальным примером не увеличения, а сокращения численности исследователей и разработчиков.
Россия принадлежит к числу очень и очень немногих стран со снижающейся численностью исследователей и уже покинула мировой тop-5 по этому показателю. По словам аналитика, падение численности исследователей в РФ – это «отражение процесса выравнивания обеспеченности рабочего места исследователя». В 2000 году эта обеспеченность рабочего места исследователя была одной из наименьших среди технологически развитых стран (на уровне Румынии). Сейчас эта обеспеченность поднялась примерно до показателей Польши и Индии. Здесь речь идет о связанных показателях: чем ниже общая численность исследователей, тем в теории оказывается выше средняя обеспеченность каждого рабочего места у оставшихся исследователей.
«Если в научно-технологической сфере не произойдет положительных сдвигов в привлечении частного капитала в сферу НИОКР, этот процесс продолжится – видимо, до уровня обеспеченности рабочего места в странах с сопоставимыми расходами по паритету покупательной способности – с Францией или с Италией, то есть еще на 30–40%. Этот сброс численности исследователей будет сопровождаться потерей школ, заделов, неформализованного знания старших поколений исследователей», – прогнозирует Белоусов. Он предупреждает, что если в России не удастся выстроить системы технологических приоритетов, через 8–10 лет уже и в нашей стране будет потеряна возможность изготовления даже «технологических образцов».
В ЦМАКП напоминают, что Россия является уникальным примером страны не с растущими, а со снижающимися расходами на НИОКР. «При этом по абсолютному объему расходов на НИОКР по паритету покупательной способности (ППС) наша страна отступила во «вторую лигу» (50+ млрд долл.), что примерно соответствует показателям Франции, Италии, Тайваня и Индии – но кардинально меньше, чем у таких глобальных чемпионов, как США и Китай, где расходы на НИОКР составляют 700–800 млрд долл.», – отмечается в докладе.
В России наблюдается устойчиво высокая доля государства в структуре внутренних затрат на исследования и разработки, которая превышает 2/3 от всех расходов на НИОКР. Такая высокая доля госрасходов значительно превышает не только уровень развитых стран, но также уровень Индии, Бразилии и Китая. «Дальнейшее увеличение затрат на исследования и разработки за счет государственного финансирования невозможно – в том числе из-за бюджетных ограничений», – говорит экономист. По его словам, необходимо создание и развитие механизмов привлечения частного финансирования исследований и разработок.
При этом даже потенциальные возможности бюджетного финансирования исследований будут сокращаться из-за исчерпания сырьевой ренты, то есть из-за падения мировых цен на сырьевые товары российского экспорта.
Низкая концентрация ресурсов, в свою очередь, ведет к малой эффективности российского высокотехнологического сектора. В итоге довольно значительные по ППС расходы на НИОКР крайне слабо трансформируются в рост инновационной продукции, в объемы высокотехнологичного экспорта, а также поступлений с рынка технологий.
Между тем чиновники уверены, что с приоритетами и с финансированием разработок в РФ дела обстоят неплохо.
Девять нацпроектов технологического лидерства призваны усилить инновационный статус более чем 15 отраслей промышленности и «запустить цепную реакцию качественного изменения в ключевых секторах», заявил первый вице-премьер Денис Мантуров в рамках дискуссии о будущем отечественной экономики (см. «НГ» от 16.12.25).
В прошлую среду глава правительства расширил полномочия Минпромторга по формированию технологической политики. Минпромторгу и Минэкономразвития совместно с заинтересованными ведомствами предстоит к 5 февраля 2026 года представить согласованные предложения по разграничения полномочий между федеральными ведомствами в сфере технологической политики и необходимым корректировкам нормативно-правовых актов.
Отдельные полномочиями в сфере технологической политики получила правительственная комиссия по промышленности. В их числе – «обеспечение функционирования единой модели управления технологической политикой», согласование назначений квалифицированных заказчиков и генеральных конструкторов карт технологической кооперации, аудит реализации карт технологической кооперации, обеспечение предоставления ежемесячной отчетности председателю правительства РФ о достигнутых результатах.
На правительственном совещании по технологической политике участникам доложили о разработке в РФ оборудования для выращивания монокристаллов арсенида галлия и германия. «Это уже мировой уровень. Это то, с чем мы можем выходить как на рынок дружественных стран, так и расширять наши возможности по технологическому суверенитету. Мы продолжим эту работу. У нас есть другие наработки и по оборудованию, связанному со шлифованием, полированием полупроводников», – рассказал чиновникам гендиректор ООО «Лассард» Олег Нефедов.


