Предновогодний потребительский ажиотаж для многих остался в прошлом. Фото РИА Новости
Последние четыре года многие россияне не поддерживают избыточные государственные траты на организацию публичных новогодних торжеств. Ведь значительное число наших сограждан встречает наступление нового года на фронте или под обстрелами. Но впервые за все время специальной военной операции россияне сокращают и свои личные предновогодние расходы. Из-за политики «охлаждения экономики» потребительские расходы граждан в последние недели декабря 2025 года оказались ниже аналогичных прошлогодних показателей. При этом социологические опросы показывают рост числа россиян, которые ожидают ухудшения условий жизни в стране в ближайшие месяцы.
Для многих российских предприятий сферы розничной торговли и услуг праздничные недели формируют до половины годовой выручки. Правда, в последние годы взлет предпраздничной потребительской активности становится менее заметным. Однако российский бизнес старается поддерживать атмосферу предновогоднего покупательского ажиотажа. Для этого компании заказывают опросы о будущих новогодних подарках или предпочтительных направлениях новогоднего отдыха, обновляют свои прилавки и витрины. Но в этом году эти расходы могут и не оправдаться. Дело в том, что зафиксированные банками потребительские расходы в декабре 2025 года впервые будут ниже, чем в прошлом году.
Потребительские расходы продолжают замедляться по всем основным видам, вследствие чего совокупный годовой рост номинальных расходов во вторую неделю декабря составил 5,4%, что на 1,5 процентных пункта (п.п.) ниже предшествующей недели и на 6,4 п.п. ниже ноября, сообщили в понедельник аналитики СберИндекса. А реальные потребительские расходы с учетом текущей инфляции будут на 0,9% ниже прошлого года.
Нарастающее сокращение потребительских расходов в нашей стране – это абсолютно новая тенденция, которая стала заметной еще в марте-апреле 2025 года. А первые случаи провала реальных недельных потребительских расходов ниже уровня прошлого года были отмечены уже в августе (см. «НГ» от 24.08.25). Тогда был отмечен факт, что в первые недели августа номинальные недельные расходы оказались выше, чем в прошлом году, всего на 5% при официальной инфляции в 8–9%. Уже летние опросы стали показывать, что граждане РФ в среднем чаще заходят в магазины, но тратят при этом меньше денег. Положительные эмоции у россиян в 2025 году вызывала не покупка дорогих, престижных или брендовых товаров, а экономия на скидках.
Так что провал предновогодних расходов граждан – это не какой-то сюрприз или аномалия, а всего лишь продолжение общей тенденции 2025 года. О государственной политике «управляемого охлаждения» вице-премьер Александр Новак объявил еще в феврале 2025 года. Для граждан эта политика привела к некоторому замедлению роста цен. Но одновременно сотни тысяч россиян потеряли возможность покупки жилья и автомобиля, столкнулись с потерей доходов и нарастающими невыплатами зарплат.
Просроченная задолженность по зарплате растет каждый месяц больше чем на 10%. Финансовый результат (прибыль минус убытки) российских предприятий за три квартала 2025 года оказался на 7,7% хуже, чем за тот же период прошлого года. Суммарная прибыль предприятий снизилась на 1,2%, а убытки подскочили почти на четверть (24,8%). Доля прибыльных организаций по итогам трех кварталов снизилась до 70,7% против 72,6% в прошлом году.
Падение предновогодних расходов граждан ниже прошлогоднего уровня – это уникальное событие 2025 года. Но общая тенденция на более скромные новогодние праздники проявилась еще в 2022 году, и она была усилена реакцией общества на кампанию частичной мобилизации. «НГ» тогда отмечала, что уже осенью 2022 года главы некоторых субъектов РФ (в итоге около 30) приняли решение сократить или даже полностью отказаться от проведения праздников у себя в городах, чтобы перенаправить средства на поддержку призванных и их семей. Из федерального Центра в регионы тогда поступали рекомендации, как уместно отмечать Новый год в условиях СВО, в соответствии с которыми губернаторы корректировали свои предыдущие решения. Местным властям было рекомендовано оставить детские утренники, праздничную иллюминацию и некоторые массовые мероприятия и концерты, во время которых можно чествовать ветеранов, участников спецоперации и работников оборонной промышленности (см. «НГ» от 14.12.23). Да и сегодня далеко не все россияне готовы к бесшабашному новогоднему веселью, дорогим подаркам или избыточному застолью.
Между тем финансисты и продавцы елок убеждают россиян в правильности выбора искусственного новогоднего украшения.
|
|
Темпы роста или снижения расходов на товары и услуги в номинальном и реальном выражении к тому же периоду прошлого года (%). Реальные расходы рассчитаны с учетом индекса потребительских цен (ИПЦ). Источник: СберИндекс |
«Искусственная елка стала выбором 40% россиян, в то время как живое дерево планируют поставить 33% опрошенных. Этот тренд подтверждается ростом числа покупок искусственных елок на 6% в начале декабря. Более 60% граждан планируют активно украшать дом к Новому году, что свидетельствует о сохранении высокой значимости праздничных традиций в обществе», – сообщается в совместном исследовании финтех-компании ЮMoney и компании «Платформа ОФД». «Потребительская активность в предновогодний период сместилась на более ранние сроки из-за обновленной маркетинговой стратегии ретейлеров», – объясняют бизнесмены. По их словам, «русский стиль» стал главным трендом в новогоднем декоре: растет популярность советских игрушек, а также украшений из баранок и конфет.
Данные опроса подтверждаются и реальными продажами. Аналитики Чек Индекс зафиксировали, что с 1 по 10 декабря 2025 года число покупок искусственных елок выросло на 6% год к году, а средняя цена составила 3674 руб. – это на 11% больше, чем год назад. В отчете сообщается, что в целом приверженность россиян новогодним традициям остается высокой. Наряжать елку и развешивать гирлянды собираются 61% респондентов. Еще 17% ограничатся установкой елки с минимальными украшениями. Интересно, что наряду с традиционными подходами зарождается и цифровой тренд: некоторые участники опроса сообщили, что украшают виртуальные елки, сгенерированные с помощью нейросетей.
Изменение в выборе типа елки сопровождается повышенным вниманием к ее декору. По данным экспертов аналитического ресурса Чек Индекс, с 1 по 10 декабря 2025 года средняя цена на гирлянды оказалась на 12% выше, чем годом ранее, и составила 613 руб. Число покупок гирлянд выросло на 5%. Количество покупок елочных игрушек поднялось за отчетный период на 7% год к году. Средняя цена стала на 14% выше и достигла 510 руб.
На потребительскую активность в этом году повлияло несколько внешних факторов, рассуждают эксперты. По их утверждениям, в связи с теплой осенью в центральных регионах России основной спрос на новогоднюю атрибутику пришелся на конец ноября и декабрь. Этот опрос проводился в декабре 2025 года среди пользователей ЮMoney. В нем приняли участие 1500 человек из разных городов России.
«Средняя сумма, которую россияне планируют потратить на новогодние подарки в 2025 году, достигла 18 000 руб. (+5% за год)», – показало еще одно исследование, в котором участвовали продавцы товаров для дома. Самый щедрый бюджет на новогодние подарки среди крупных российских городов закладывают жители Москвы и Красноярска, говорится в совместном исследовании компаний SuperJob и Madame Coco для РИА Новости.
По данным компании Madame Coco, которая продает товары для дома, самыми популярными подарками являются, естественно, товары для дома: комплекты постельного белья, подушки, пледы, подарочные и сервировочные наборы, а также подарочные сертификаты. «По сравнению с 2024 годом покупатели делают ставку на более универсальные и рациональные подарки, которые будут актуальны круглый год в отличие от тематического новогоднего декора», – утверждают продавцы. По их данным, мужчины заявляют о более крупных предновогодних бюджетах (21 400 руб.), чем женщины (16 100 руб.). Более значительные расходы планирует молодежь до 35 лет (19 000 руб.), в то время как респонденты старше 45 лет ориентируются на меньшую сумму (17 500 руб.). Респонденты с заработком от 150 000 руб. в месяц готовы потратить на подарки в среднем 23 800 руб. Средний чек составляет от 1500 руб. за подарок для коллег или знакомых и до 15 000 руб. – для близких людей или руководителей.


