Текст Семейного кодекса РФ приходится переиздавать по несколько раз за год. Фото PhotoXPress.ru
Правительство поддержало идею Минюста защитить Семейный кодекс (СК) РФ от «произвольных и несистемных» поправок. Теперь их надо будет оформлять в виде отдельного документа, а прицеплять к другим законопроектам – нельзя. СК действует с 1995 года и корректировался уже 53 раза. Например, в ходе борьбы с иностранным усыновлением или пропагандой нетрадиционных ценностей, но это вряд ли были «спонтанные» решения. Семейные отношения объявлены сферой государственных интересов, и власти, похоже, намерены строже ее контролировать.
Законопроект поступил в Госдуму почти накануне 30-летия СК, в официальном номере которого значится такая дата его принятия – 29.12.1995. Депутаты будут рассматривать эту инициативу правительства уже в будущем году и, видимо, ее замысел одобрят.
Однако предложение Минюста запретить косвенные и потому якобы «произвольные» поправки трудно считать правомерным. Как выяснила «НГ», большая часть из 53 изменений кодекса вовсе не выглядит «спонтанной». Поэтому эта крайняя корректировка СК, судя по всему, должна стать своего рода «окончательным заседанием по искоренению всех заседаний». И оттого она больше похожа на вполне понятную попытку ужесточить контроль над политикой в сфере семейных отношений, которые фактически уже объявлены делом общегосударственным.
Смысл предлагаемого правительством дополнения в СК заключается в двойном запрете: «Внесение изменений в настоящий кодекс, а также приостановление действия или признание утратившими силу положений настоящего кодекса осуществляется отдельными законами». Это его первая часть, а вторая – это специальное уточнение, что все такие положения «не могут быть включены в тексты законов, изменяющих другие законодательные акты РФ, приостанавливающих их действие или признающих их утратившими силу либо содержащих самостоятельный предмет правового регулирования». Пояснительная записка сразу начинается с весьма громкого заявления: мол, данные нормы предлагается закрепить «с учетом особого предмета правового регулирования и социальной значимости СК в целях недопущения внесения произвольных и несистемных изменений».
Кабинет министров справедливо напоминает, что подобные ограничения законотворческой активности – это не какая-то новация, а скорее – обыденная правовая практика. Дескать, «схожий подход реализован» в отношении Бюджетного и Гражданского кодексов, Кодекса об административных правонарушениях, Налогового и Трудового кодексов, Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов. Однако схожесть вышеперечисленных кодексов между собой как раз не столько в том, что поправки к ним формулируются отдельными документами, сколько в затрудненной процедуре их согласования. Скажем, изменить Налоговый кодекс, не получив официальное положительное заключение правительства, фактически невозможно, длительные процедуры предусмотрены и для других подобных актов с высоким статусом.
Поэтому, видимо, недаром в пояснительной записке говорится о том, что «принятие законопроекта позволит наиболее эффективно проводить работу по совершенствованию семейного законодательства». Это выглядит правдой, тогда как заявление о том, что новая норма «защитит сферу правового регулирования семейных отношений от спонтанных изменений» скорее всего не имеет отношения к действительности. Для этого достаточно всего лишь напомнить об отражении в СК и борьбы властей с институтом иностранного усыновления российских детей на исходе 2010-х годов, и запретом пропаганды нетрадиционных отношений и смены пола – в последующее десятилетие. А после 2022 года в СК стали внедряться традиционные духовно-нравственные ценности и положения об особом отношении к семьям и детям участников СВО.
Таким образом, СК всегда был в достаточно высокой степени политизированным документом, да еще к тому же с устаревшей юридической основой, которая и позволяла вписывать в его текст любые нарративы, необходимые властям. Теперь же, судя по всему, начинается заход на более кардинальное изменение СК в духе ряда ныне действующих в государстве стратегических концепций. А кроме того, в выборный год, конечно, логичнее всего усилить входящий контроль за любыми партийными инициативами насчет семейных отношений. Хотя бы потому, что если президент РФ считает именно семью основой основ российской государственности, то реализовывать его указания должны иметь право только строго пропрезидентские партии.


