Российскую делегацию на переговорах в Абу-Даби возглавил начальник ГРУ Игорь Костюков (в центре). Фото Reuters
В столице ОАЭ, городе Абу-Даби, начался второй раунд трехсторонних переговоров РФ, Украины и США. Завышенных ожиданий в связи с их результатами чиновники трех стран не высказывали. Против обыкновения, оптимистических заявлений не делали даже в администрации Дональда Трампа, хотя американцы на встрече были представлены на довольно высоком уровне. Тем не менее в американской прессе высказывалось предположение, что, хотя выйти на договоренность о мире в ходе этого раунда не получится, некоего прогресса все же удастся достичь.
Еще до переговоров было объявлено, что какого-либо общения с журналистами по их окончании не будет, а сами переговоры пройдут в закрытом для СМИ режиме. Одно это уже предостерегало от выводов о том, что по итогам этого раунда удастся достичь тех прорывов, о которых стоит сообщать широкой публике. И все же, ссылаясь на источники в украинском руководстве и в США, американское издание Politico сообщило, что переговоры могут быть более многообещающими, чем от них ожидают.
В американскую делегацию Трамп предпочел включить и министра армии Дэна Дрисколла, ставленника вице-президента США Джей Ди Вэнса, и своих личных представителей Стива Уиткоффа и Джареда Кушнера. Возможно, их участие – тоже признак того, что Белый дом связывает с переговорами в Абу-Даби надежды на достижение какого-либо осязаемого результата. Успехи, пусть и в не слишком интересующей американцев внешней политике, Трампу в нынешний год выборов в Конгресс очень нужны.
Говоря о российской делегации, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков ограничился лишь тем, что назвал ее руководителя. Как и в первом раунде переговоров, это глава Главного управления Генштаба (ГРУ) Игорь Костюков.
Украинскую делегацию тоже возглавлял тот же чиновник, что и в первом раунде – секретарь Совета национальной безопасности и обороны Рустем Умеров. Но появились и новые лица. Это прежде всего «ветеран» переговорного процесса, говоривший с представителями РФ еще весной 2022 года, глава фракции «Слуга народа» Давид Арахамия и советник офиса президента Александр Бевз. Последний работает над проектом гарантий безопасности Украине, которые, по мысли украинского президента Владимира Зеленского, должны быть составной частью любой мирной договоренности. Проект не готов. Ранее, выступая в Конгрессе, госсекретарь США Марко Рубио подчеркнул, что гарантии будут предоставлять не только европейские союзники Вашингтона, но и сам Вашингтон.
Члены украинской делегации или лица, близкие к ним, на условиях анонимности делились с украинскими СМИ о том, как идут переговоры. С их слов получается, что разговор был «более конструктивным», чем в первый раз, но сосредоточен на технических аспектах. Надежды на прорыв по политическим темам мало, признавали украинцы. Нет просвета по главному: территориальному вопросу, что и кому будет в итоге принадлежать. Он на сегодняшний день в мирном процессе самый сложный. Это ранее признавали многие, например Уиткофф. А Рубио, со своей стороны, заявлял конгрессменам, что «идет активная работа относительно того, нельзя ли согласовать позиции обеих сторон по этому поводу». Под территориальным вопросом в Киеве и Вашингтоне имеют в виду не только принадлежность Донбасса, но и Запорожской АЭС.
Незадолго до переговоров в Абу-Даби Зеленский, общаясь с журналистами, выражал надежду, что «удастся сдвинуть с мертвой точки» процесс обмена пленными. В его приостановке он обвинил Россию. Не ясно, тот ли это технический аспект, по которому удалось провести конструктивный разговор.
Известно, что первоначально переговоры должны были состояться 1 февраля, но потом их перенесли. В конце января Трамп заявил, что попросил президента РФ Владимира Путина объявить мораторий на удары «по Киеву и крупным городам», по энергообъектам, мотивируя это тем, что сейчас на Украине стоят морозы. «Энергетическое перемирие» действительно было объявлено, но быстро закончилось. О том, что оно может быть возобновлено, кто-либо из участников переговоров в Абу-Даби не заявлял.
Следует заметить, что переговоры будут проходить не только в трехстороннем формате. По словам Умерова, что там же, в Абу-Даби, пройдут отдельные украинско-американские переговоры. По окончании трехстороннего раунда Уиткофф и Кушнер отправятся в Оман. Там начнется уже другой переговорный процесс – по Ирану.




