0
107
Газета Политика Печатная версия

04.02.2026 20:41:00

Искусственный интеллект уже агитирует будущих избирателей КПРФ

Коммунисты готовы продолжать судебную борьбу за политическую свободу нейросетей

Тэги: вс рф, отказ, кассационная жалоба, решение избиркома челябинской области, кпрф, ии, агитация избирателей, нейросети


вс рф, отказ, кассационная жалоба, решение избиркома челябинской области, кпрф, ии, агитация избирателей, нейросети Высшая инстанция не стала разбираться с нюансами сгенерированных изображений. Фото с сайта www.vsrf.ru

Верховный суд (ВС) РФ 4 февраля отказал КПРФ в удовлетворении кассационной жалобы на решение избиркома Челябинской области. В прошлом году тот запретил предвыборную листовку, созданную коммунистами в нейросети. Партия готова идти по инстанциям и дальше – вплоть до Конституционного суда. Искусственный интеллект (ИИ) левые уже используют для агитации избирателей, но власти намерены скорректировать соответствующее законодательство. Скорее всего в сторону ужесточения правил применения ИИ на выборах или даже полного запрета цифровых ассистентов зарубежного происхождения.

Заседание по кассационной жалобе челябинских коммунистов в ВС прошло быстро. В очередной раз судьи оказались на стороне регионального избиркома. Как сказал «НГ» глава юрслужбы КПРФ Георгий Камнев, «суд расширительно истолковал положения Гражданского кодекса, напомнив, что для агитации запрещены изображения физических лиц, и тем самым фактически признав, что несуществующие образы, скажем, сказочных героев – то же самое, что и реальные люди».

Однако Камнев напомнил, что по закону физлицо – это субъект со своими правами, которого можно идентифицировать, например по его персональным данным. «Если бы законодательно было запрещено любое изображение людей, то это другое дело. Но у нас в законах такого нет», – заметил глава юрслужбы КПРФ. Впрочем, по мнению Камнева, решение ВС было ожидаемым, ведь в разбирательство вмешался Центризбирком.

Поэтому только первая инстанция и встала на сторону КПРФ, когда Челябинский облсуд признал незаконным запрет избиркома предвыборной листовки, созданной при помощи ИИ (см. «НГ» от 01.09.25). Как раз тот запрет и основывался на позиции, что нельзя использовать для агитации изображения физлиц без их согласия. Коммунистам тогда удалось доказать, что сгенерированные люди таковыми физлицами считаться не могут. Но уже при рассмотрении во второй инстанции жалобы облизбиркома в дело вмешался ЦИК России, представив мнение, по словам Камнева, о полном равенстве изображений конкретного физлица и абстрактной фигуры человека в случае их использования в агитации. Напомним, что запрещенной была признана картинка с идущей на выборы депутатов Заксобрания Челябинской области семьей, одетой в советском стиле 50-х годов.

Камнев сказал «НГ», что, когда обоснование ВС будет выдано на руки, партия подготовит для ВС надзорную жалобу: «Мы надеемся, что в течение двух-трех месяцев ее рассмотрят. А после не исключаем возможности пойти в Конституционный суд. Нарушено наше право на агитацию, и надо, чтобы либо закон был изменен, либо решение суда отменено». При этом хотя Камнев и считает «челябинское дело» локальным случаем и проявлением желания властей не потерять лицо в судах, сам он не исключает дальнейшего ужесточения правил агитации. «Обычно пакет поправок в избирательные законы вносится в конце марта, а потом, пока оппозиция не успевает опомниться, в мае их принимают. Не исключено, что в поправках будет регулирование ИИ для агитации», – предположил Камнев.

Очевидно, что нейросети – это удобный и дешевый способ для оппозиционных партий проводить различные агитационные кампании. Это только что подтвердил, например, зампред ЦК КПРФ Дмитрий Новиков, который завел свой Telegram-канал и одним из первых разместил там материал с таким названием: «ИИ сравнил российские партии. Голосовать нужно за КПРФ». Он пояснил, что идея была в том, чтобы спросить у нейросети, кого она рекомендовала бы поддержать на выборах в Госдуму. По словам Новикова, в ответ был предложен настоящий подробный анализ политпартий России: «Точность оценок удивила по-крупному. Проводя свой анализ, нейросеть пришла к однозначному выводу: голосовать следует за КПРФ». При этом коммунисты, очевидно, не один раз вводили свои запросы, чтобы добиться нужных аргументов. Этот предположение напрашивается после таких слов Новикова: «Мы решили идти дальше. Стали задавать вопросы в отношении социальных групп. Это молодежь, рабочие, пенсионеры, женщины… И каждый раз итоговые выводы были сделаны в пользу КПРФ».

Понятно, что агитация, создаваемая ИИ, – это совершенно ненужная вещь для властей, у которых есть по-крупному два способа регулировать ход выборных кампаний. Первый – на этапе регистрации кандидатов, который как раз парламентские партии, как правило, проходят без проблем. Второй – это агитационный этап, когда любая партийная активность в данной сфере требует согласования в избиркомах и, конечно, оплаты только с избирательного счета. При этом агитация может быть признана незаконной или всего лишь заподозрена в том, но в любом случае изъята. Агитацию же с помощью ИИ можно вирусно разместить в интернете, а снять кандидата за ее неоплату – нельзя, ведь платить за продукт, созданный нейросетями, как бы и некому. Поэтому очевидно, что нынешняя кампания по борьбе с дипфейками на выборах – это своего рода подготовка к законодательным ужесточениям.

Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин, впрочем, предположил, что поскольку в России нет закона об ИИ и его применении, то «непонятно, как будут выкручиваться законодатели, даже если захотят ужесточить правила агитации». Если общего закона о регулировании ИИ нет, то неочевидно, каким образом можно вводить отдельные ограничения или запреты. «Скорее всего внесут требование на любую агитацию, созданную ИИ, навешивать соответствующую плашку», – сказал «НГ» Мухин.

Глава Политической экспертной группы Константин Калачев подтвердил «НГ», что агитационный этап – это для региональных властей действенный способ регулировки хода кампании и участия в ней оппозиции. Например, через снятия неудобных кандидатов и партсписков. «Понятно, что для оппозиции ужесточение контроля над ИИ – это затруднения в агитации. А нейроагитация – это еще дешево и сердито. Для властей же это будет утратой части системы контроля, а этим поступиться никто не готов. Потому сейчас есть повышенное внимание к челябинской истории, с одной стороны, и дипфейкам – с другой. Это неспроста, ведь дипфейки – это очень удобный предлог для новых ограничений. И скорее всего лишь ужесточением агитационных правил с использованием ИИ дело не ограничится, все в конечном итоге обернется фактическим запретом», – предположил Калачев. «Поэтому сперва ужесточат законы, потом оппозиции станет практически невозможно пользоваться ИИ, затем будет «первое китайское предупреждение» для осмелившихся, а следом начнется и правоприменение. Челябинский кейс – это локальная обкатка возможных будущих решений», – считает он. 


Читайте также


КПРФ объявляет себя единственной партией президента

КПРФ объявляет себя единственной партией президента

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Предвыборную риторику левые ужесточают для борьбы не за власть, а за статус главной оппозиции

0
1463
Монархов окончательно уравняли с их подданными

Монархов окончательно уравняли с их подданными

Надежда Мельникова

В современной Европе статус члена августейшей семьи больше не гарантирует от тюрьмы и сумы

0
1175
Возвращение "Идоменея"

Возвращение "Идоменея"

Вера Степановская

В Мариинском театре на волне празднования 270-летия Моцарта прошла премьера его оперы

0
988
Угрозы Ирану – средство давления США на Китай

Угрозы Ирану – средство давления США на Китай

Абдул Самад Самади

Для Вашингтона более выгодны переговоры с Тегераном, чем военные действия против него

0
1181