Первый зампред ЦК КПРФ Юрий Афонин считает, что правила предвыборной агитации нельзя доводить до абсурда.
Фото из Telegram-канала Юрия Афонина
КПРФ подает судебный иск к челябинскому облизбиркому, запретившему агитационно-пропагандистские материалы (АПМ) отделения партии. Коммунисты участвуют в выборах депутатов заксобрания пока даже без листовок, ведь одну из них и сочли нарушением закона. Искусственный интеллект (ИИ) выполнил ее в стиле «красный пин-ап», который переполнен советской ностальгией, что левые очень уважают. Сгенерированных нейросетью персонажей признали «иными физическими лицами», изображение которых не разрешается использовать в агиткампании. Первый зампред ЦК Юрий Афонин назвал решение «маразмом и позором».
Глава юрслужбы КПРФ Георгий Камнев подтвердил «НГ», что в Челябинске у коммунистов изъяли всю АПМ, не только листовки, но и плакаты, баннеры. Он заявил, что в практике партийной юрслужбы КПРФ это первый случай преследования за подобную, условно говоря, «нейроагитацию».
Напомним, что на днях челябинский облизбирком отказал коммунистам в согласовании листовки, на которой изображены четыре фигуры. Молодая мама ведет за руку девочку, а справа и слева от них следуют двое мужчин – старый и молодой. Идут они, видимо, на выборы то ли по бульвару, то ли по добротно озелененному проспекту. У женщины, одетой в красное, прическа по моде 50-х годов, на ее дочке – классическое платьице той же поры. Короче говоря, обычный «красный пин-ап», в последнее время активно востребованный среди левых. Сгенерированное ИИ изображение узнается сразу – и даже не надо делать контрольный подсчет пальцев на соединенных руках, а их, кстати, вроде как больше, чем надо.
Афонин в своем комментарии агрегатору предвыборных новостей Telegram-каналу «Пять партий» возмутился тем, что облизбирком, очевидно, не мог не видеть, что это продукт из нейросети, однако все-таки признал персонажей на картинке «физическими лицами». Он напомнил, что, с одной стороны, «Российское избирательное законодательство крайне жестко ограничивает использование изображений физических лиц в агитации.
![]() |
В листовке челябинских коммунистов несложно обнаружить признаки креативной работы нейросетей. Изображение из Telegram-канала «Пять партий» |
Поэтому первый зампред ЦК КПРФ и назвал «маразмом и позором» постановление избиркома, из которого следует, что «писавшие его люди, в общем-то, понимают, что имеют дело с изображением, сгенерированным ИИ». А «НГ» спросила Камнева, почему на листовке вместе с другими выходными данными не было указания, что «изображение сгенерировано нейросетью». «Этого не требует закон. По закону на агитации нельзя размещать физических лиц, а не людей. Отличие тут юридическое: люди – это биологический вид, а физические лица – это конкретные субъекты, имеющие законные права и законные обязанности. Это понятие регулируется гл. 3 Гражданского кодекса. То есть если бы был запрет именно на размещение людей как вида, то под это подпадали бы любые изображения, в том числе детские рисунки. Но избирком интерпретировал норму закона таким образом, что под запрет как раз попадает любое изображение людей, даже художественные».
По словам Камнева, готовится обращение партии в суд, уже есть текст жалобы, улаживаются технические детали иска и выплачивается судебная пошлина. То есть в ближайшие дни иск будет подан. Однако до завершения обжалования местные партийцы остаются без агитпродукции, поскольку «запасного варианта они не предусматривали». Кстати, если областной суд все-таки пойдет на запретительный прецедент, то КПРФ будет готова пройти все инстанции – вплоть до Верховного и даже Конституционного суда. Потому что в последние годы партия активно пользуется нейросетями для создания агитации – люди труда, космонавты, Ленин и Сталин и т.д. Но Камнев надеется, что запретительные практики до полного абсурда в России все-таки не дойдут.
Однако заметим, что в начале июля этого года председатель Центризбиркома Элла Памфилова уже анонсировала начало «системной работы» по корректировке выборного закона в связи с дипфейками, которые могут применяться и в ходе политической агитации (см. «НГ» от 10.07.25). Однако уже в конце того же месяца, выступая перед участниками молодежного форума «Территория смыслов», она пояснила, что такой работой предстоит заняться парламенту страны в преддверии выборов в Госдуму. Можно предположить: Памфилова несколько «урезала марш» именно потому, что уже есть определенные нормативные наработки, но нет окончательного решения на тот счет, стоит ли их внедрять. Ведь любые рамки так или иначе сокращают возможность усмотрения правоприменителя. Вот и Камнев полагает, что спешить с регулировкой использования нейросетей в агитации скорее всего не будут: «Чем больше белых пятен и неопределенности в законе, тем больше возможностей у административного ресурса использовать закон против оппозиции. Размытые формулировки интерпретировать можно в любую сторону».
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев пояснил «НГ»: «Сейчас появляются лишь первые прецеденты с судебными делами по использованию ИИ в агитации. Понятно, что по действующему закону кандидаты не могут использовать реальных людей без их согласия, кроме собственного изображения. Но надо ли спрашивать сгенерированных нейросетью людей? Получается, запрет распространяется и на выдуманных персонажей. И в любом случае пока здесь пробел, как и с дозволенными шрифтами для печати АПМ». Калачев напомнил, что, судя по тенденциям последних лет, в целом законодательство репрессивно, то есть власть склонна запрещать, а не разрешать.
«Ограничения на АПМ были приняты в эпоху острой политической конкуренции и борьбы с оппозицией. Сейчас вроде бы партия власти снова в силе, и в таких строгих ограничениях нет нужды. И хорошо бы от них отказаться, но этого не происходит. Так что если использование ИИ и пропишут в законе, то в виде новых ограничений», – сказал Калачев. Он подчеркнул: «Памфилова, видимо, замолчала потому, что однозначного решения сверху пока нет. Сейчас, наверное, решили не спешить, посмотреть, как пройдет нынешняя кампания. Возможно, появятся судебные прецеденты, на которых потом и можно будет возвести новые пункты выборного закон. Однако к избиранию Госдумы-2026 скорее всего эта ситуация будет законодательно отрегулирована».