По цехам Горьковского автозавода курсируют десятки беспилотных транспортных роботов. Фото Михаила Сорокина
В цехах Горьковского автозавода создано уже 52 маршрута для перевозки компонентов грузовыми роботами. Беспилотные тягачи разработаны заводским инженерным центром и производятся на площадке самого предприятия. Роботизация логистической сети заметно разгружает сотрудников, снижает трудоемкость операций и повышает эффективность производств.
Каждый такой умный транспортер – это компактный электротягач без кабины, который ориентируется в пространстве по магнитным лентам и радиометкам в полу, а лидары следят за тем, чтобы на пути не оказалось препятствий. Между собой машины обмениваются данными по Wi‑Fi, согласовывая очередность движения и не допуская заторов.
Ежедневно по цехам курсируют десятки транспортных роботов. Они берут на буксир тележки с деталями и по заданным маршрутам развозят их к сборочным линиям. Робот может перемещать прицепы с внушительным весом груза – до 1100 кг. Таким способом происходит доставка на конвейеры 653 видов компонентов.
При движении по маршрутам роботы собирают данные о собственной эффективности. На их основе специалисты перенастраивают логистику под актуальные задачи, используя принципы производственной системы «ГАЗ». Напомним, что производственная система, основанная на постоянном повышение эффективности, была внедрена на предприятии в начале нулевых по инициативе промышленника Олега Дерипаски. Сегодня она охватывает все направления деятельности завода – технологии, закупки, логистику, ИТ-сферу и др.
«Горьковский автозавод продолжает внедрение инновационных технологий, успешно сочетая их с принципами и подходами производственной системы ГАЗ. Внедряя транспортных роботов, мы не только облегчаем работу сотрудникам, но и создаем мобильную, гибкую и безопасную логистическую систему, которую можно адаптировать и масштабировать под любые задачи», – рассказал управляющий директор предприятия Андрей Софонов.
Проект по автоматизации внутризаводской логистики стартовал на Горьковском автозаводе в 2023 году. Тогда в работу запустили трех роботов, которые возили кабины малотоннажных грузовиков с участка окраски на конвейер. Теперь парк и зона применения беспилотных тягачей заметно выросли.
Все ключевые работы по созданию этих машин сосредоточены на самом предприятии. Корпуса тягачей делают на производстве спецтехники, мелкие детали выпускают на заводе штампов и пресс-форм, сборка и наладка проходят на отдельном участке грузового производства. В инженерном центре завода организован специальный испытательный участок, где обкатывают новые модели роботов.
Инженеры постоянно придумывают новые модификации. Уже создана беспилотная платформа с двумя захватами, которая может одновременно перевозить несколько складских тележек. В работе – более мощный тягач, рассчитанный на еще более тяжелые грузы – массой до 3 т.
Параллельно идет разработка версии со SLAM‑навигацией – системой одновременной локализации и построения карты. Такой робот сможет ориентироваться в цехах только по данным лидаров, строя карту местности «на ходу». Это избавит от необходимости прокладывать магнитную ленту и ускорит запуск новых маршрутов.
Расширяется и сфера применения роботов. Если сначала они в основном возили компоненты со склада к конвейерам, то теперь используются и как мобильный сборочный конвейер. Например, на участке сборки передней подвески «Газели NEXT» автономные модули перевозят подрамники от одного рабочего места к другому. Сотрудники устанавливают детали на подрамники, которые находятся прямо на платформе робота. За счет этого на участке трудозатраты сократились на 20%, а выпуск продукции стал более ровным и ритмичным.
Горьковский автомобильный завод – один из ключевых российских производителей коммерческого транспорта. Здесь выпускают легкие и среднетоннажные грузовики, микроавтобусы и большой ряд спецтехники для бизнеса, коммунальной и социальной сфер – всего свыше 700 видов. В линейке завода – семейства «Газель NN» и «Газель NEXT», «Соболь», «Газон NEXT», «Валдай», «Садко» и их модификации. На предприятии работают собственный инженерный центр и современные высокотехнологичные производства: в сборке задействованы 600 промышленных роботов, а уровень автоматизации на ключевых участках достигает 85%.
Роботизация производства – одна из национальных целей развития и тренд российской промышленности: в 2024 году, по подсчетам ВШЭ, парк промышленных роботов в обрабатывающем секторе достиг почти 21 тыс. единиц, что более чем на 60% больше, чем годом ранее. Типичный сценарий – установка стационарных манипуляторов для сварки, окраски, паллетизации.
На этом фоне проект Горьковского завода выглядит одним из самых заметных в России в сфере роботизации внутризаводской цеховой логистики. Десятки транспортных роботов формируют целостную логистическую сеть, которая, по сути, постепенно заменяет парк погрузчиков и автокаров и позволяет перенаправлять сотрудников-логистов на более актуальные задачи.
Горьковский автозавод участвует в развитии и беспилотных автомобилей. Так, беспилотный электромобиль «Газель NEXT» прошел испытания на внутрипромысловых дорогах на одном из крупнейших нефтяных месторождений в Ханты-Мансийском автономном округе, пройдя за несколько лет около 8 тыс. км и перевезя свыше 40 тыс. единиц грузов по 20 различным маршрутам. Технологии, которые испытываются на беспилотных автомобилях, в том числе используются для внедрения систем электронной помощи водителю на серийных автомобилях.
Компетенции в сфере робототехники и беспилотных технологий начали создавать на предприятии более 10 лет назад. Будущих специалистов завод готовит со школьной скамьи – от кружков робототехники до специализированных инженерных центров в технических вузах и собственной IT-академии. В результате сегодня на предприятии работают уникальные специалисты, которые полностью создали технологию автоматизированной логистики – от разработки самих роботов, написания их алгоритмов до внедрения в цехах.

