Первая в России специализированная верфь по производству электрических судов заработала в Москве. Фото с сайта mos.ru
На юге Москвы начало работу первое в России высокотехнологичное предприятие по производству электросудов. Верфь была создана по поручению президента России, ее главная цель – обеспечить развитие пассажирских перевозок на Москве-реке. На этой артерии используется инновационный речной транспорт с лучшими экологическими решениями – на электрической тяге и с широким применением алюминия.
Кластер электрического судостроения
Новый производственный комплекс разместился на территории бывшей коммунальной зоны и занимает порядка 23 тыс. кв. м, превратив ранее малоиспользуемую промзону в современный промышленный кластер. Верфь построена по принципу предприятия полного цикла: работа по созданию судов включает резку металла, сварку и сборку корпусов, оснащение и спуск на воду. Здесь также будут осуществлять сервисное и техническое обслуживание и ремонт продукции.
Это первая в России специализированная верфь по производству электрических судов. Значительная часть оборудования – отечественного производства, а ключевые операции максимально автоматизированы, что повышает точность и обеспечивает стабильно высокое качество серийной сборки. На предприятии создано несколько сотен высококвалифицированных рабочих мест – от судостроителей и сварщиков до инженеров-конструкторов и специалистов по сервису, формируется полноценная школа компетенций в области электрического судостроения.
«Несколько лет назад мы всерьез занялись возрождением водного транспорта на Москве-реке, тогда же решили воссоздать и традиции судостроения, – напомнил мэр Москвы Сергей Собянин. – От идеи до начала производства электросудов на самой современной в России верфи прошло рекордно короткое количество времени – всего 22 месяца».
На церемонии открытия, прошедшей 26 ноября, был дан старт производству электросудов «Москва 1.0». Они вмещают 56 пассажиров и предназначены для регулярных речных перевозок. Кроме того, на верфи будут производиться прогулочные суда «Москва 2.0», способные принять на борт одновременно до 190 пассажиров, и «Москва 3.0», рассчитанные на размещение от 130 до 200 пассажиров.
В 2027 году на предприятии планируется заложить современное гибридное круизное судно «Московское золотое кольцо» длиной 110 м. Оно способно вместить до 152 пассажиров и обслуживается экипажем из 82 человек. Судно выйдет на одноименный туристический маршрут, пассажиропоток которого к 2035 году, как ожидается, вырастет в два-три раза.
На верфи собираются выпускать и безэкипажные катера, разработанные для эффективного выполнения широкого спектра задач на водных маршрутах Москвы. В общей сложности мощности позволяют производить до 40 судов в год. В ближайшие годы столица планирует закупить около 40 современных электросудов для регулярных речных перевозок внутри столицы. Но заказы, как ожидается, могут поступить и от других регионов.
«Это не только верфь, это и конструкторское бюро. И она дает возможность проектировать и строить суда разного класса не только по заказам города Москвы», – отметил на открытии предприятия первый вице-премьер РФ Денис Мантуров.
|
|
В судах, работающих на московских речных маршрутах, широко применяются компоненты из алюминия. Фото с сайта mos.ru |
Московское речное судоходство в последние годы переживает второе рождение. В 2023 году вернулось регулярное речное сообщение, которое с каждым годом все более расширяется и набирает популярность.
Московский флот электросудов является крупнейшим в мире. «Этой осенью пассажиры совершили на регулярных речных маршрутах рекордные 375 тыс. поездок. Это комфортный, безопасный и быстрый способ передвижения. Электросуда не вредят экологии и при этом могут курсировать по Москве-реке круглый год. Наш электрофлот полностью укомплектован на этот год и включает в себя 31 судно», – рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта и промышленности Максим Ликсутов.
Сегодня на Москве-реке действует три регулярных маршрута речного электротранспорта общей протяженностью около 29 км, они соединяют ключевые деловые и жилые районы города. Маршруты «Киевский – Парк «Фили», «ЗИЛ – Печатники» и «Новоспасский – ЗИЛ» связывают набережные с метро и МЦК, создавая дополнительные удобные пересадки и сокращая время в пути для десятков тысяч горожан.
Всего для речного электротранспорта создано более 20 современных плавучих причалов. В перспективе к 2030 году сеть планируют расширить до семи регулярных маршрутов, фактически превратив Москву-реку в полноценную транспортную магистраль, сопоставимую по значимости с наземными и рельсовыми видами транспорта.
Металл для электрофлота
Электрификация движения является, пожалуй, главным глобальным трендом всего транспортного машиностроения. Электродвигатели обеспечивают автомобилям, судам и дронам экологичность и бесшумность. Параллельно набирает ход другая тенденция – алюминизация транспорта. Из алюминия производятся важные компоненты электрических батарей плюс этот металл в других компонентах машин и судов позволяет снизить их общий вес. Это особенно важно, так как позволяет увеличить дальность хода на одном заряде, повысить автономность.
В судах, работающих на московских речных маршрутах, широко применяются компоненты из алюминия. В каждом использовано примерно 6 т алюминия.
В отличие от дизельных электросуда абсолютно экологичны, аккумуляторные батареи обеспечивают движение без выхлопов и риска разливов топлива. Кроме того, использование электрической тяги позволяет снизить уровень шума, создавая более комфортные условия для всех жителей. Отличаются электросуда и высокой энергоэффективностью. При этом полная зарядка длится не более 30 минут, после нее электросудно может работать около пяти часов.
К тому же российский алюминий производится на гидроэлектроэнергии, что значительно уменьшает парниковые выбросы. У него один из самых низких показателей по выбросам CO2 в отрасли, что делает этот металл особенно востребованным в экологически чувствительных сегментах, таких как городской транспорт. Низкоуглеродный алюминий позволяет существенно сократить углеродный след на этапе изготовления корпуса и надстройки судна. Таким образом, использование этого металла в проекте эффективно и с климатической точки зрения.

