Фото Child Stock photos by Vecteezy
О том, как достичь интеллектуальной увлеченности детей, чем удивляет финская система воспитания и что тормозит развитие массовой школы, обозреватель «НГ» Наталья САВИЦКАЯ беседует с российским и финским педагогом, директором Специализированного олимпиадно-научного центра, школы-интерната для интеллектуально увлеченных детей Республики Татарстан Павлом ШМАКОВЫМ.
– Павел Анатольевич, многие читатели помнят вас как директора Академического колледжа при Казанском государственном университете, директора Лицея имени Лобачевского. Что, по вашим наблюдениям, отличает ваших одаренных детей от обычных?
– Я бы все-таки сказал не «одаренных» детей – их единицы, а «интеллектуально увлеченных». Есть ребята, увлекающиеся музыкой, есть – спортом, а мы ищем интеллектуально увлеченных. Национальной особенностью России является уважение к мастеру, восхищение истинным мастерством. В любой многоэтажке есть мастер, к кому поздним вечером может обратиться женщина с детьми – чтобы он прочистил внезапно засорившуюся раковину. Владелец личной машины также поедет при необходимости не в любую автомастерскую, а в ту, где работает знакомый мастер. В школе, которой я руковожу, мы делаем упор на таких детей.
– Сегодня редкий родитель не хочет знать, как достичь этой самой интеллектуальной увлеченности у детей. Это стало большой и серьезной проблемой.
– Есть простой и красивый рецепт для родителей – как вырастить счастливого и успешного. Нагрузите ребенка тем хорошим, что он считает любимым. И не требуйте успехов во всем. Требуйте в главном! И он либо будет расти сам над собой, увлеченно и счастливо, либо скажет, что это направление – не его и выберет другое. Сам выберет. И тогда вы снова нагружаете его этим главным, выбранным самим ребенком. И не требуете отсутствия троек по нелюбимым предметам.
– Вы много лет проработали в Финляндии, а потом вернулись в Россию. Чем помог опыт работы там в вашей деятельности сегодня здесь?
– В Финляндии я сначала был воспитателем в детском садике. Яркое впечатление от того опыта: трехлетки сидят за столом, а воспитательница предлагает: «Детки, если вы хотите молочка, поднимите большой пальчик. Если хотите водички – поднимите мизинчик». Напряженное обдумывание на лицах малышей. Говорят еще не все. Но все понимают и маму, и воспитательницу. Через паузу одни поднимают вверх большой пальчик, другие – мизинчик. Меня это поразило в самое сердце: дети делают свой выбор.
Еще Финляндия научила меня находить индивидуальный подход к каждому ученику. Там учатся стимулировать самостоятельность и собственное мышление с ранних лет. Заграница приучила меня искать педагогов с высокой квалификацией и желанием вместе с ребенком идти вперед. И там мне дали огромный багаж эффективных педагогических практик, которые открывают детям возможность полного раскрытия их потенциала без излишнего напряжения и давления со стороны родителей и учителей.
– Я помню вашу долгую борьбу с косностью школьной системы много лет назад. Чего, на ваш взгляд, боится традиционная школа сегодня?
– Невероятное количество ребят, пришедших к нам из других школ и лицеев (и даже из очень сильных школ и лицеев), спустя время с ужасом вспоминают прежние порядки. Порой излишне строгие правила – обезличивающая школьная форма, жестко обязательные мероприятия в учебное и во внеучебное время и многое другое – могут даже очень мешать получению хорошего образования. Но официальная школа боится отходить от устоявшихся традиционных рамок и методов, опасаясь перемен и новых подходов.
Вы напомнили о моей борьбе в прошлые годы. Так она и сегодня продолжается: с большим трудом создается аналогичная нашей школа в Нижнекамске. Система образования города сопротивляется инновациям. То, что поддерживается в Казани, там медленно пробивает себе дорогу. И это несмотря на очевидную поддержку на уровне главы Республики Татарстан, несмотря на желание многих десятков местных родителей и детей.
– Какие проблемы массовой школы, по вашему мнению, мешают ее развитию?
– Современная массовая школа сталкивается с огромным количеством проблем. Например, устаревшие учебные программы, нехватка ресурсов и недостаточная подготовка учителей. Обучающиеся не приобретают навыки, нужные в XXI веке, у них ограничены возможности для развития критического мышления, творческих и практических умений. Современная школа не имеет желания помочь ребенку, который действительно хочет учиться, она часто подавляет инициативы, и это плохо для ярких и творческих учеников.
Много рассказывается в печати о трагедиях, буллинге и насилии. И совсем мало – об инновационных школах и педагогах-новаторах. А они у нас есть. Вспоминаю, как когда-то поддерживали Шаталова, Лысенкову, Зайцева и других. Вернуть бы ту поддержку сегодня.
– Много говорят сегодня и о том, что в школе скоро появится «единое общеобразовательное ядро». Раньше учили, кто во что горазд, и это привело к неравенству в получении среднего общего образования. Ситуацию планируют поменять к лучшему. У вас есть понимание необходимости создания этого ядра?
– На сегодняшний день обсуждение единого общеобразовательного ядра связано с желанием создать общее образовательное пространство внутри страны, облегчить жизнь школам и в будущем – университетам, а также снизить бумажную нагрузку на преподавателей. Усиление фундаментальной составляющей программы и преобразование практической части делают систему гораздо более целостной и ориентированной. Это шаг к упорядочиванию образовательного процесса. Но главное – нужно следить, чтобы не навязывать излишние рамки, мешающие развитию индивидуальности.
– А в чем вы видите плюсы и минусы нормативности программ?
– Нормативность образовательных программ, несомненно, имеет ряд положительных сторон – например обеспечение равных возможностей для всех учащихся, формирование единого образовательно-пространственного стандарта, защита здоровья обучающихся и педагогов, даже некая прозрачность требований. Отрицательной стороной этого процесса является, как я уже сказал, излишняя формализованность программ. Это может сильно ограничить гибкость образовательного процесса, подавить индивидуальный подход, превратить процесс обучения в механическое выполнение формальных требований. Этого важно избежать.

