0
141
Газета Образование Печатная версия

03.12.2025 18:27:00

Трехлетние дети уже умеют выбирать предпочтения

Нагрузите ребенка тем хорошим, что он считает любимым, и не требуйте успехов во всем

Тэги: пелагогика, проблеы массовой школы, финская система воспитания, интеллектуальная увлеченность детей, павел шмаков, интервью


пелагогика, проблеы массовой школы, финская система воспитания, интеллектуальная увлеченность детей, павел шмаков, интервью Фото Child Stock photos by Vecteezy

О том, как достичь интеллектуальной увлеченности детей, чем удивляет финская система воспитания и что тормозит развитие массовой школы, обозреватель «НГ» Наталья САВИЦКАЯ беседует с российским и финским педагогом, директором Специализированного олимпиадно-научного центра, школы-интерната для интеллектуально увлеченных детей Республики Татарстан Павлом ШМАКОВЫМ.

Павел Анатольевич, многие читатели помнят вас как директора Академического колледжа при Казанском государственном университете, директора Лицея имени Лобачевского. Что, по вашим наблюдениям, отличает ваших одаренных детей от обычных?

– Я бы все-таки сказал не «одаренных» детей – их единицы, а «интеллектуально увлеченных». Есть ребята, увлекающиеся музыкой, есть – спортом, а мы ищем интеллектуально увлеченных. Национальной особенностью России является уважение к мастеру, восхищение истинным мастерством. В любой многоэтажке есть мастер, к кому поздним вечером может обратиться женщина с детьми – чтобы он прочистил внезапно засорившуюся раковину. Владелец личной машины также поедет при необходимости не в любую автомастерскую, а в ту, где работает знакомый мастер. В школе, которой я руковожу, мы делаем упор на таких детей.

Сегодня редкий родитель не хочет знать, как достичь этой самой интеллектуальной увлеченности у детей. Это стало большой и серьезной проблемой.

– Есть простой и красивый рецепт для родителей – как вырастить счастливого и успешного. Нагрузите ребенка тем хорошим, что он считает любимым. И не требуйте успехов во всем. Требуйте в главном! И он либо будет расти сам над собой, увлеченно и счастливо, либо скажет, что это направление – не его и выберет другое. Сам выберет. И тогда вы снова нагружаете его этим главным, выбранным самим ребенком. И не требуете отсутствия троек по нелюбимым предметам.

Вы много лет проработали в Финляндии, а потом вернулись в Россию. Чем помог опыт работы там в вашей деятельности сегодня здесь?

– В Финляндии я сначала был воспитателем в детском садике. Яркое впечатление от того опыта: трехлетки сидят за столом, а воспитательница предлагает: «Детки, если вы хотите молочка, поднимите большой пальчик. Если хотите водички – поднимите мизинчик». Напряженное обдумывание на лицах малышей. Говорят еще не все. Но все понимают и маму, и воспитательницу. Через паузу одни поднимают вверх большой пальчик, другие – мизинчик. Меня это поразило в самое сердце: дети делают свой выбор.

Еще Финляндия научила меня находить индивидуальный подход к каждому ученику. Там учатся стимулировать самостоятельность и собственное мышление с ранних лет. Заграница приучила меня искать педагогов с высокой квалификацией и желанием вместе с ребенком идти вперед. И там мне дали огромный багаж эффективных педагогических практик, которые открывают детям возможность полного раскрытия их потенциала без излишнего напряжения и давления со стороны родителей и учителей.

Я помню вашу долгую борьбу с косностью школьной системы много лет назад. Чего, на ваш взгляд, боится традиционная школа сегодня?

– Невероятное количество ребят, пришедших к нам из других школ и лицеев (и даже из очень сильных школ и лицеев), спустя время с ужасом вспоминают прежние порядки. Порой излишне строгие правила – обезличивающая школьная форма, жестко обязательные мероприятия в учебное и во внеучебное время и многое другое – могут даже очень мешать получению хорошего образования. Но официальная школа боится отходить от устоявшихся традиционных рамок и методов, опасаясь перемен и новых подходов.

Вы напомнили о моей борьбе в прошлые годы. Так она и сегодня продолжается: с большим трудом создается аналогичная нашей школа в Нижнекамске. Система образования города сопротивляется инновациям. То, что поддерживается в Казани, там медленно пробивает себе дорогу. И это несмотря на очевидную поддержку на уровне главы Республики Татарстан, несмотря на желание многих десятков местных родителей и детей.

Какие проблемы массовой школы, по вашему мнению, мешают ее развитию?

– Современная массовая школа сталкивается с огромным количеством проблем. Например, устаревшие учебные программы, нехватка ресурсов и недостаточная подготовка учителей. Обучающиеся не приобретают навыки, нужные в XXI веке, у них ограничены возможности для развития критического мышления, творческих и практических умений. Современная школа не имеет желания помочь ребенку, который действительно хочет учиться, она часто подавляет инициативы, и это плохо для ярких и творческих учеников.

Много рассказывается в печати о трагедиях, буллинге и насилии. И совсем мало – об инновационных школах и педагогах-новаторах. А они у нас есть. Вспоминаю, как когда-то поддерживали Шаталова, Лысенкову, Зайцева и других. Вернуть бы ту поддержку сегодня.

Много говорят сегодня и о том, что в школе скоро появится «единое общеобразовательное ядро». Раньше учили, кто во что горазд, и это привело к неравенству в получении среднего общего образования. Ситуацию планируют поменять к лучшему. У вас есть понимание необходимости создания этого ядра?

– На сегодняшний день обсуждение единого общеобразовательного ядра связано с желанием создать общее образовательное пространство внутри страны, облегчить жизнь школам и в будущем – университетам, а также снизить бумажную нагрузку на преподавателей. Усиление фундаментальной составляющей программы и преобразование практической части делают систему гораздо более целостной и ориентированной. Это шаг к упорядочиванию образовательного процесса. Но главное – нужно следить, чтобы не навязывать излишние рамки, мешающие развитию индивидуальности.

А в чем вы видите плюсы и минусы нормативности программ?

– Нормативность образовательных программ, несомненно, имеет ряд положительных сторон – например обеспечение равных возможностей для всех учащихся, формирование единого образовательно-пространственного стандарта, защита здоровья обучающихся и педагогов, даже некая прозрачность требований. Отрицательной стороной этого процесса является, как я уже сказал, излишняя формализованность программ. Это может сильно ограничить гибкость образовательного процесса, подавить индивидуальный подход, превратить процесс обучения в механическое выполнение формальных требований. Этого важно избежать. 


Читайте также


Самира Галимова: "Моя позиция – делай свое дело и не обращай внимания на других"

Самира Галимова: "Моя позиция – делай свое дело и не обращай внимания на других"

Виктор Александров

Единственная россиянка среди лауреатов конкурса Пласидо Доминго "Опералия" – об участии в состязании

0
2526
Как "главнебзаведующий" создал в Московском планетарии театр

Как "главнебзаведующий" создал в Московском планетарии театр

Елизавета Авдошина

Научный директор Фаина Рублева рассказала "НГ" о том, как творческие инициативы советского времени кардинально изменили просветительное учреждение

0
3065
Ксения Рыжкова: "В балете не может быть карикатуры, иначе в происходящее сложно поверить"

Ксения Рыжкова: "В балете не может быть карикатуры, иначе в происходящее сложно поверить"

Виктор Александров

Художественный руководитель балетной труппы Севастопольского оперного театра – о новом для себя опыте

0
3911
Александр Сладковский: "В 10 лет я поступил в музыкальную школу, надел военную форму и пошел на парад"

Александр Сладковский: "В 10 лет я поступил в музыкальную школу, надел военную форму и пошел на парад"

Марина Гайкович

Главный дирижер Госоркестра Республики Татарстан – о своем творческом пути

0
5524

Другие новости