0
9074
Газета Образование Печатная версия

03.12.2025 18:49:00

Буллинг стал полномасштабной социальной проблемой

Психологическое насилие – бич современной школы

Тэги: социальная проблема, школа, буллинг, психологическое насилие, школьная травля, деструктивное поведение, южная корея


социальная проблема, школа, буллинг, психологическое насилие, школьная травля, деструктивное поведение, южная корея Общество склонно винить в насилии не детей-буллеров, а их семейное окружение. Кадр из фильма «Класс». 2007

В Республике Корея всерьез взялись за проблему школьной травли. Теперь случаи детского буллинга будут иметь долгосрочные последствия: эпизоды такого поведения корейских школьников станут учитывать при приеме в университеты. Насколько этот метод применим к России?

Как сообщает издание Korean Herald, уже в этом году 45 абитуриентов не смогли поступить в университеты именно из-за случаев буллинга. При этом два заявления абитуриентов отклонил Сеульский национальный университет. А вот Университет Кёнбок отказал сразу 22 абитуриентам. По информации издания, 10 национальных педагогических вузов объявили, что со следующего года любой абитуриент, совершивший насилие в школе, независимо от степени тяжести автоматически лишится возможности поступления.

Издание также отмечает, что до середины нулевых годов к насилию в южнокорейских школах часто относились «легкомысленно, оценивая его как мальчишеское поведение или просто как личные споры между учениками». Но в последние годы буллинг стали трактовать как «полномасштабную социальную проблему».

Надо заметить, что почти такое же отношение к травле в школе и в России. У нас тоже в начале 2000-х отношение к ней изменилось. Сегодня в зависимости от характера совершенных действий нарушителей, в том числе несовершеннолетних, могут привлечь к дисциплинарной, административной, уголовной или гражданско-правовой ответственности: от выговора и исключения из школы до реальных тюремных сроков. Насмешки, бойкот, уничижительные клички – все это проявления травли, за которые грозит серьезная ответственность. Причем ответственность несет не только тот, кто занимается травлей, но и родители, и руководство школы – если не осуществляли должный надзор в момент происшествия.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил в 2024 году результаты опроса о проблеме травли среди школьников. Согласно опросу, более трети россиян знакомы с этим явлением не понаслышке. Каждый четвертый отметил, что сам сталкивался с травлей в школе (25%), а каждый пятый – что сталкивались его дети, внуки (19%). В подавляющем большинстве случаев буллинг исходил от других учеников (89% от числа тех, кто сталкивался сам или сталкивались дети, внуки). О буллинге со стороны учителей рассказали 31%.

Межпоколенческие различия в ответах позволяют предположить, что буллинг все-таки относительно новое явление. Наибольшее количество жертв травли в школах приходится на молодежь 18–24 лет – 53%; гораздо меньше – на представителей старшего поколения 60+ лет (8%). Интересная деталь: жители сел отмечали такое явление несколько реже городского населения.

В том, что травля в школе – серьезная проблема, требующая обязательного разбирательства и помощи пострадавшему ученику, убеждены 8 из 10 опрошенных. По мнению каждого 10-го, травля в школе – нечто естественное, и взрослым не стоит вмешиваться в выяснение отношений детей и подростков.

Что говорят по этому поводу психологи? Преобладает мнение, что буллеры (агрессоры) часто испытывают трудности с пониманием эмоциональных состояний других людей и у них явно выражена потребность в доминировании. Замечены нарциссические черты, и они могут демонстрировать завышенное представление о своей значимости.

Не менее часто отмечают, что буллеры имеют сложности с регуляцией негативных эмоций, особенно гнева и фрустрации. Поэтому они так импульсивно и агрессивно реагируют на ситуации, провоцирующие их. Говорят, что в некоторых случаях травля становится способом разрядки накопленного эмоционального напряжения и неумения выражать отрицательные эмоции здоровым образом.

Российское общество склонно винить в насилии не самих детей-буллеров, а их семейное окружение, которое сыграло критическую роль в формировании склонности к агрессии. Есть семьи, где агрессивное поведение считается нормой или даже поощряется. И часто исследователи школьной травли отмечают роль социального окружения в таком конфликте: свидетели, пассивные участники события, дополнительно поощряют действия агрессора. Сами же зачинщики такого конфликта изощренные манипуляторы: могут использовать травлю как способ повышения своего статуса.

Вернемся к закону в Южной Корее. Почему администрации вузов отказываются брать таких абитуриентов? И чем сегодняшний школьник-буллер потенциально опасен в будущем? «Участие в травле – это опасная форма деструктивного поведения. К ней прибегают подростки с нарушениями в социализации, подстрекающие к этому других, – отметил в беседе с «НГ» доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования (РАО) Владислав Сериков. – Это аморальное поведение, которое может перейти в уголовное. Например, в случае доведения жертвы до самоубийства. На мой взгляд, моральные качества абитуриента, конечно, желательно учитывать при приеме в университет».

«По нашему законодательству, школьник-буллер – это не медицинский и не психологический диагноз. Он – постоянный посетитель подразделения в полиции по делам несовершеннолетних или, как его чаще называют, детской комнаты полиции, – пояснил «НГ» доктор педагогических наук, профессор, академик РАО Александр Савенков. – И если за таким ребенком тянется уголовная статья, его и у нас в вуз не примут».

С физическим насилием все понятно: можно обратиться в суд. А вот за социальный буллинг (бойкот, слухи, сплетни и т.д.) наказать школьника почти невозможно. Хотя в Государственной думе РФ периодически поднимают вопрос об ужесточении наказания за буллинг. Например, депутаты внесли в августе этого года на рассмотрение законопроект о введении административных штрафов до 500 тыс. руб. за буллинг и кибербуллинг. Но на этом пока все меры исчерпываются. 


Читайте также


Спектакль "Школа для дураков" поставили на Малой сцене МХТ имени Чехова

Спектакль "Школа для дураков" поставили на Малой сцене МХТ имени Чехова

Ольга Галахова

Изгнанник для рая

0
2501
Нападения в школах: угроза не только для учеников, но и для педагогов

Нападения в школах: угроза не только для учеников, но и для педагогов

Андрей Пилипенко

70% учащихся, по данным Всемирной организации здравоохранения, нуждаются в коррекционной помощи

0
1599
4. Курс истории стал обязательным для всех учащихся от школы до вуза

4. Курс истории стал обязательным для всех учащихся от школы до вуза

Предметы социогуманитарного блока начнут изучать и в инженерно-технических высших учебных заведениях

0
7688
Нужны не только хороводы и фестивали национальной кухни

Нужны не только хороводы и фестивали национальной кухни

Александр Брод

Каким образом государству и обществу обуздать доморощенных шовинистов

0
1706