Три кита будущего учебника философии для вузов – фундаментальность, прикладной характер (например, этика ИИ, или биоэтика) и ценностные установки.
Фото со страницы Департамента философии УрФУ в «ВКонтакте»
Министерство науки и высшего образования РФ определилось с тем, что будет содержать блок гуманитарных дисциплин в высшем образовании. Выпускник университета должен быть человеком с широким кругозором и развитой эрудицией. А качественная гуманитарная подготовка должна отвечать единым требованиям по всей стране независимо от специализации студента, подчеркивают в Минобрнауке.
Уже почти два года идет обсуждение будущей обновленной системы высшего образования. Грядущие изменения, по словам авторов реформы, направлены на создание более эффективной и адаптированной к современным требованиям системы образования. Это будет полноценное высшее образование, которое соответствует запросам экономики и готовит специалистов без необходимости доучивания в магистратуре. Изменят также сроки обучения, образовательные программы, принципы и подходы к обучению.
Существенная трансформация коснется блока гуманитарных наук. Обеспечит качественную подготовку так называемое социогуманитарное ядро, содержание которого будет единым во всех университетах страны.
На сегодняшний день в блок вошли три дисциплины: «Основы российской государственности», «История России» и «Философия». Первый принцип, который заложен в основу формирующегося «ядра», – это переход на фундаментальность высшего образования. Второй принцип – формирование осознанного патриотизма. Трудно любить то, что плохо знаешь, поясняет замминистра Министерства науки и высшего образования РФ Константин Могилевский. Это будет касаться образовательных программ всех университетов, в том числе и у иностранных студентов. И третий принцип – формирование критического мышления. Умение человека мыслить должно давать ему резистентность, он должен уметь отличать правду от фальши, пояснил представитель Минобрнауки.
Во многих университетах уже введен курс истории. Продолжается работа над курсом «Основы российской государственности» в рамках социогуманитарного ядра. Идет активная разработка курса философии.
Работать по новым программам предстоит переподготовленным преподавателям, естественно, для этого потребуется повышение квалификации. Курс по «Истории России» не просто увеличили по времени, его изменили содержательно: 80% времени займет, по словам замминистра, «контактная работа» студентов с преподавателем. Это обучение через общение. Она подразумевает взаимодействие между преподавателем и обучающимся, установление и поддержание коммуникации, обмен информацией и идеями, совместное создание знаний и развитие обучающегося под руководством преподавателя. Для осуществления этой задачи привлекут дополнительно преподавателей – молодых выпускников аспирантуры.
И.о. директора Института российской истории РАН Денис Гергилев, в частности, отмечает, что «в рамках университетских свобод нужно дать возможность преподавателю продвигаться в своем развитии». Допустим, будущим медикам в рамках курса «История России» для непрофильных вузов можно рассказать об истории развития медицины. Или предусмотреть возможность рассмотреть историю родного края. Через такое живое общение возникает живое знание, заметил представитель академической науки. Студентов будут учить критически оценивать предлагаемые ему источники информации: интересоваться, кто автор учебника и в какое время он издавался, какие эмоции испытывал написавший учебник.
В основу нового курса «Основы российской государственности» положен принцип междисциплинарности: в нем соединены элементы философии, политологии, социологии, истории, юриспруденции, экономики, культурологии и психологии. Преподаватели, подготовленные к работе с курсом, ориентированы на возможность внесения собственных материалов и подходов исходя из научной специализации и оставаясь в рамках концепции предмета.
Дисциплина направлена на формирование у студентов системы знаний, навыков, умений и ценностей, связанных с осознанием принадлежности к российскому обществу и развитием чувства гражданственности. Также курс призван продемонстрировать всеобъемлющий «духовно-нравственный и культурный фундамент российской государственности, особенность исторического пути ее развития и самобытности политической организации и показать взаимосвязь личного достоинства и успеха с общественным прогрессом и политической стабильностью своей Родины».
Кстати, во всех университетах мира в рамках нулевого или первого курса студенты изучают курс государственного устройства и условия формирования своего отечества. Обычно такой курс разрабатывается с опорой на преподавателя.
Что будет положено в основу курса «Философия», поясняет и.о. декана философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Алексей Козырев. Цель курса, по его словам, – ответить на запросы молодых людей, которые сегодня «не стесняются задавать философские вопросы». На курс отводится порядка 108 часов. Работа над новым учебником ведется в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ). Ожидают, что новый учебник не будет «жестко дидактичен»: молодой человек должен сам находить ответы на свои вопросы.
Авторы курса ставят перед собой и обучающимися задачу переосмысления русской философии. Она не должна быть, как в 1990-е и нулевые годы, «всего лишь бедным родственником западной философии», заметил Алексей Козырев. В учебнике должны быть отражены русская традиция и национальная специфика. В целом «все предметы социогуманитарного ядра должны работать на то, чтобы сформировать у молодых людей осознанный патриотизм».

