Фото агентства городских новостей "Москва"
СМИ сообщили о выступлении Александра Харичева – начальника управления президента РФ по вопросам мониторинга и анализа социальных процессов на конгрессе Российской ассоциации политических консультантов. Доклад «Политический ландшафт накануне выборов в Госдуму 2026 года» только выглядит неким прогнозом, а на самом деле представляет собой постановку задач.
Исходя из подобного понимания этих как бы экспертных тезисов, в них следует поискать ключевое звено плана властей. И, видимо, вполне допустим такой вывод: уровень явки избирателей теперь важнее, чем проценты партий. Хотя все-таки, наверное, исключая «Единую Россию», результат которой в ходе электоральных циклов 2016–2021 годов попал в строго обратную зависимость от посещаемости участков.
Если следовал рост избирательной активности, то показатель успеха партсписков ЕР обязательно снижался. Например, в 2016-м было соответственно 47,9% на 54,2%, а в 2021-м картина сложилась иная: явка – 51,7%, результат ЕР – 49,8%. Пришлось добирать до конституционного большинства в Госдуме за счет сплошных побед в одномандатных округах. И как здесь не вспомнить рассуждения пятилетней давности – конечно, опять же чисто экспертные о политической необходимости «сушить явку». Поскольку, мол, высокая явка будет только на пользу оппозиции.
Тогда оппозиция еще сохранялась, да еще в виде объективно опасного для власти тактического союза системных и несистемных сил. И для нейтрализации опрокидывающего голосования, как известно, были предприняты меры, выходящие за рамки политпроцесса. А когда подобной оппозиции нет, уже, видимо, можно начинать стремиться к показателям позднего СССР. Кстати, сейчас политэмигранты смогли придумать лишь кампанию по информационной диффамации ЕР, которая затем, возможно, перерастет в призывы к бойкоту. Правда, агитация через VPN затронет только тех, кто и так не пойдет на выборы. И это внешнее вмешательство власть предъявит лоялистам в качестве аргумента за мобилизацию.
Поэтому установочная формула будущих итогов федеральной кампании «55 на 55» – это, похоже, лишь рекомендация по нижней планке. При этом у власти все же сохраняется определенная свобода рук. Скажем, уровень явки на единый день голосования (ЕДГ) 2025 года составил 46%. Тут следует напомнить, что по итогам ЕДГ-2024 активность избирателей дошла до 47,1%, став рекордом за предыдущее десятилетие. Общий процент партии власти оказался на уровне 66,86%, а вот на ЕДГ-2025 он достиг только 63,17%. То есть показатели ЕР повели себя неправильно – снизились вслед за явкой, а не повысились. Судя по всему, это стало последствием целенаправленных усилий.
И теперь, перефразируя Ленина, политадминистраторам можно говорить: не надо бояться избирателя с бюллетенем, поскольку он голосует как надо. В выступлении Харичева можно заметить намеки на то, какие инструменты для всего этого есть. К примеру, агитация через избиркомы, то есть выход на лояльный электорат, оживление малых партий для активизации избирателей-уклонистов. Справедливости ради стоит отметить и внимание кураторов внутренней политики к объективной картинке: продолжится либо закончится СВО – и в каком виде, какая сложится ситуация в экономике.
Сработают ли эти и прочие факторы и инструменты, учтенные в плане думской кампании, в плюс или не сработают, пока вопрос открытый. А борьба за повышение явки избирателей – это явно вынужденная мера. После прошлогодней консолидации общества вокруг лидера государства на президентских выборах власть и не может действовать иначе. Ведь на выборы Госдумы за победой идет не просто государственная партия, а партия президента.

