Сюжет фильма – в духе историй Агаты Кристи. Кадр из фильма
В Сети вышел фильм «Достать ножи: Воскрешение покойника» – третья часть детективной франшизы Райана Джонсона с Дэниелом Крейгом в роли щеголеватого сыщика, стильно раскрывающего герметичные убийства в духе Агаты Кристи. На этот раз атмосфера готическая, а убийство – невозможное, неизменным остается разве что звездный каст и развязка, ради которой (но не только ради нее) стоит выдержать два с половиной часа экранного времени. Герой Крейга уходит на второй план, уступая место харизматичному Джошу О’Коннору в образе молодого священника с криминальным прошлым, которого легче всего записать в подозреваемые.
Его зовут отец Джадд, и он натворил дел еще до того, как принял сан, – впрочем, и в своей новой богоугодной ипостаси усмирить горячий нрав оказывается не самой легкой задачей. После конфликта с рукоприкладством священника переводят в небольшой приход в окрестностях Нью-Йорка, которым управляет одиозный святой отец Уикс (Джош Бролин). Он просит называть его ни много ни мало монсеньором, его прихожане больше напоминают сектантов, а проповеди звучат радикально. Джадд, конечно, сразу же вступает с новым начальником в конфликт – его пытливый ум ищет разумные ответы на вопросы бытия, тогда как Уикс принимает лишь тех, кто безоговорочно и слепо верит ему и в него. Противостояние священников происходит открыто, а потому, когда в Страстную пятницу монсеньора находят мертвым в кладовой, подозрение тут же падает на Джадда. Но не все так просто – преступление выглядит столь же идеальным, сколько и непостижимым. А значит, самое время позвать специалиста по такого рода нетривиальным делам, сыщика Бенуа Блана (Крейг), который неспешно, с чувством, толком, расстановкой и лоском обозначит куда более широкий круг подозреваемых и распутает преступление, пожалуй, самое изящное в своей экранной практике.
Несмотря на то что франшиза по-прежнему отсылает зрителя к классическим образцам жанра герметичного детектива, Райан Джонсон с третьей попытки уходит еще дальше в визуальные излишества и более современное осмысление хрестоматийных преступлений в закрытом помещении и с ограниченным, но четко обозначенным кругом подозреваемых. Церковный антураж диктует интонацию всего происходящего и задает визуальный и смысловой код фильма – драматичная игра света и тени, разговоры о, в прямом смысле, высоком, тонкие аллюзии на современный социально-политический контекст, за которым, впрочем, не теряется задумка. Интересно, как меняется в этот раз роль формально главного персонажа Бенуа Блана, который тут в большей степени превращается в привлекательную функцию, этакого свадебного генерала, которому можно явиться в кадр с опозданием и позволено галантно уступить место более яркому и интересному с точки зрения характера и конфликтности персонажу Джоша О’Коннора.
Именно он с яростью докапывается до истины, тогда как Блан валидирует ее правдивость и подводит итог. Конечно, есть и мощнейший второй план, как всегда созданный стараниями звезд в колоритных образах прихожан-сектантов: тут и писатель-фантаст Эндрю Скотта, и доктор Джереми Реннера, и парализованная виолончелистка Кейли Спейни, и юристка Керри Вашингтон, и амбициозный видеоблогер Дэрил Маккормак. Не обходится без сотрудницы полиции в исполнении Милы Кунис, с широко распахнутыми глазами наблюдающей за религиозным безумием. Венчает пантеон Гленн Клоуз в образе верной помощницы монсеньора. Ослепленные одиозным преподобным, нашедшим ключ к по-разному искалеченным душам, они тянутся к нему, как мотыльки к свету, – и в то же время у каждого есть причины убить того, кому они поклоняются. Циничный атеист Блан, иронично использующий звук органа, чтобы подчеркнуть драматичность момента – вычурный и вывернутый комедийный прием – на этом фоне выделяет отчетливее, указывая на прорехи в стройной системе. Будто одного его присутствия достаточно. Но и Джадд в своем поиске истины также оттеняет подслеповатость послушных консерваторов-прихожан.
Что до самой разгадки тайны, то она в итоге под стать преступлению – витиеватая, уходящая корнями в далекое прошлое, причудливая и замысловатая, одним словом, невозможная. Не скажешь, что автор перемудрил, потому что предлагаемые обстоятельства – в том числе и высокая планка, которую в целом задали предыдущие, хоть и не равнозначные по качеству, части «Достать ножи» – требуют нетривиальных решений. В этом вся прелесть и привлекательность кино, которое с уважением относится к классике, но перепридумывает формат – нынешнему зрителю нужно высокое качество и сюжета, и видеоряда, и ехать по накатанной не выйдет. Райан Джонсон в очередной раз идет ва-банк – если уж посвятить чему-то два с половиной часа, то уж точно не впустую.


