Из благодарности (и любопытства) ребята решают помочь бездомному человеку и выяснить, кто он такой. Кадр из сериала «Камбэк»
Социальная драма с элементами триллера – нечастый сериальный жанр. В четверг, 13 ноября, на Кинопоиске выйдет последний эпизод сериала «Камбэк» с Александром Петровым в главной роли.
Каждая серия начинается с динамической нарезки хроники начала 2000-х: Сергей Бодров в «Последнем герое», заседание Госдумы, «Музыкальный ринг», футбольный чемпионат UEFA EURO… И с улиц: интернет-кафе, залы игровых автоматов, видеосалоны. Людская толпа, рыночные развалы, обшарпанные остановки, жестяные банки во дворах (которые будет собирать и сдавать по весу за копейки главный герой).
Эдакое быстрое и концентрированное погружение в эпоху: действие происходит в 2004 году.
На экране серый, облупленный, изнаночный какой-то город, узнаешь в нем великолепный Нижний Новгород только по виду на Волгу и по кусочкам кремлевской стены, попавшей в кадр; эпоха гаражей и всеобщей неустроенности.
Старшеклассники смотрят в окно и смеются над увиденным: во дворе школьная повариха подкармливает бомжа и поит его компотом. Ранее он очнулся в лесу обнаженным и с огнестрельной раной головы. Затем больница, теплотрасса и полная амнезия.
Ребята, трое парней и девушка, дружат с первого класса, горделиво называя себя «бригадой» (явно под влиянием одноименного сериала, недавно вышедшего на экраны). Пути их то и дело пересекаются со странным бомжем, прозванным ими Компотом. Отношение к нему, как водится, брезгливое и высокомерное – до тех пор, пока они не попадают в криминальную передрягу с гопниками, когда он их практически спасает. Смиренный, заторможенный и осторожный бомжик неожиданно дерется как спецназовец или чемпион боевых искусств. Так начинается дружба-взаимовыручка школьников и бездомного.
Потерявшего память Компота играет Александр Петров – настолько хорошо и непохоже на себя всегдашнего, что зрители пишут в социальных сетях: это лучшая роль Петрова, привычный хейт в духе «он везде одинаковый» из комментариев исчез напрочь.
В качестве благодарности ребята решают помочь бездомному человеку – выяснить, кто он такой и откуда взялся в этом городе. Из зацепок – только трамвайный билет, обнаруженный им тогда в лесу в собственном зажатом кулаке…
И это главная интрига сериала – кто такой этот заросший тип с собранным по кусочкам черепом, роящийся в помойках, но с подобранной где-то книгой Венедикта Ерофеева «Москва–Петушки» . Фоном идут взаимоотношения и судьбы взрослеющих подростков, проверка их дружбы на прочность, отношения с родителями, вообще – выживание каждого из них в окружающем неуютном мире.
Даша (Василиса Коростышевская) – самая морально сформировавшаяся и справедливая, самый сильный характер в этой четверке, на руках у нее мать-алкоголичка. Мать интеллигентного Олега (Григорий Столбов) в их неполной семье душит-тиранит его гиперопекой, чему он вынужден подчиняться. У харизматичного Птахи (Хетаг Хинчагов) отец недавно освободился из заключения и общается с сыном «по понятиям». Самый условно благоустроенный среди них Юра (Илларион Маров): мама – бизнесвумен, папа – майор и «честный мент», но парень отчаянно страдает от недостатка родительского внимания и комплексует из-за своей, условно же, обеспеченности: а вдруг друзья с ним из-за денег? (Хотя какая там особая обеспеченность – наличие трехкомнатной квартиры, машины и карманных денег, но у остальных нет и этого).
В отличие от уймы сериалов последних лет про подростков, в «Камбэке» молодые актеры отвечают внешне понятию «старшеклассники». Они все на удивление органичны – и соло, и в ансамбле: есть надежда, что благодаря сериалу ребята взлетят так же, как взлетели их коллеги-сверстники после «Слова пацана…» Уже после выхода первых двух серий у «Камбэка» насчитывался миллион просмотров.
Первые две серии вводят в курс дела и подробно знакомят с героями, следующие четыре – развитие действия и небезуспешный поиск концов истории Компота. Интрига держится и дело движется, вот только сам он, чего-то испугавшись (своих боевых умений?), и раз, и другой просит ребят остановиться, оставить все как есть.
Даша не согласна («Человеку нужен дом»), она размещает его фото в газете бесплатных объявлений. Шестая серия заканчивается ударно – появлением нового персонажа, героя Алексея Чадова, которого сердито вопрошает некая фемина, предъявляя ему эту самую газету: «Ты же обещал убить его?» Похоже, интрига подошла к развязке...
Всегда интересны человеческие истории, а в наше цифровое время – особенно. Когда с пугающей периодичностью встречаешь в новостной ленте сообщения «Подростки подожгли бомжа» – неожиданно и здорово увидеть такую картину о человечности и взаимовыручке. О вечных ценностях вне зависимости от времени на дворе. В «Камбэке» нет фальши, спецэффектов и компьютерной графики, а также обнаженки и постельных сцен – в нем жизнь как она есть, достоверно выписанные характеры и высокий посыл. На сегодня «Камбэк» режиссера Динара Гарипова – лучший сериал осени и один из хитов 2025 года.

