0
203
Газета Экономика Печатная версия

18.05.2025 20:18:00

Стратегия развития регионов РФ вызвала критику экономистов

Периферийная Россия будет терять население даже в идеальных правительственных сценариях

Тэги: стратегия пространственного развития, споры вокруг принципов, критика, предложения


стратегия пространственного развития, споры вокруг принципов, критика, предложения Фото агентства городских новостей "Москва"

Правительство РФ в конце прошлого года утвердило Стратегию пространственного развития страны до 2030 года, в которой обещана поддержка более чем 2 тыс. опорных пунктов. Формальное утверждение стратегии обострило споры вокруг принципов развития страны и их обоснованности. Институт народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН представил доклад с критикой нынешних подходов и со своими предложениями.

Премьер Михаил Мишустин утвердил 28 декабря 2024 года Стратегию пространственного развития РФ до 2030 года с прогнозом до 2036-го и поручил Минэкономразвития в трехмесячный срок представить проект плана мероприятий по реализации утвержденной стратегии.

Однако и после истечения этого срока работа над конкретикой все еще не завершена. Так, в Совете Федерации продолжаются совещания о проекте плана мероприятий по реализации стратегии с участием сенаторов и чиновников Минэкономразвития.

А Институт народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН опубликовал обширный доклад с анализом и критикой нынешних подходов к пространственному развитию страны. Сама утвержденная стратегия – это более 70 страниц пожеланий и принципов, общую цель которых можно сформулировать одним предложением: остановить отток населения в крупные городские агломерации из опорных пунктов по всей стране, и особенно из регионов Сибири, Дальнего Востока и Арктики. Именно такие целевые показатели зафиксированы в тексте стратегии.

При этом правительство РФ признает, что к 2030 году остановить отток населения в крупные города уже никак не получится. Ключевой показатель стратегии – доля постоянного населения опорных пунктов вне городских агломераций. Еще недавно эта доля составляла 26,7% от всего населения РФ. И к 2030 году она упадет до 25,6% в инерционном сценарии или до 26,1% в идеальном целевом сценарии. На практике это означает, что уже в ближайшие пять лет примерно 1,5 млн россиян переедут из стратегически важных для РФ населенных пунктов в крупнейшие города. И в лучшем случае новая правительственная стратегия сможет лишь восстановить нынешнюю численность населения важных опорных пунктов только к 2036 году.

На сегодня чиновники смогли составить список из 2200 важных опорных пунктов, куда входят не только Москва, Архангельск или Петропавловск-Камчатский, но и сотни поселков на восточных, южных и северных окраинах нашей страны.

89-4-1-650.jpg
Интенсивность транспортировки грузов по крупнейшим странам, тонно-километров
на 1 долл. ВВП по паритету покупательной способности.  Источник: ИНП РАН

























Замедлить миграцию населения в крупные города можно лишь за счет повышения уровня жизни и возможностей для работы на периферии страны к стандартам крупных городов. Но это требование часто входит в противоречие с интересами важных лоббистских групп: энергетики не могут или не хотят обеспечивать энергией периферийные территории, транспортникам не интересно строить дороги и обеспечивать доступность каждого периферийного поселка. Минфин РФ также мечтает сэкономить на финансировании социальной инфраструктуры периферии. К тому же многолетний курс властей на «оптимизацию» привел к дефициту врачей, учителей и других специалистов даже в крупных городах центральной части России, не говоря уже о региональных городках и поселках. К тому же чиновники Центробанка могут возмутиться, если вдруг периферийная Россия ускорит свое развитие за счет кредитования или прямой бюджетной поддержки. Так что по части реализации и обеспечения у новой стратегии пространственного развития – большие проблемы, на часть которых и указывается в новом докладе ИНП РАН.

Каждый пункт резюме изменения экономической политики от ИНП РАН выглядит логичным и обоснованным – и одновременно практически нереализуемым в условиях нынешней политики планового подавления экономической активности в стране. Для примера можно назвать несколько таких пунктов резюме от ИНП РАН. «Политика в области жилищного строительства должна исходить из необходимости обеспечения приемлемых стандартов для проживания населения по всей территории страны при условии роста качества и эффективности строительных работ. Механизмы стимулирования спроса на жилье должны быть ориентированы на развитие приоритетных территорий», – пишут ученые. И кто будет спорить с этими «должна исходить» и «должны быть ориентированы»? Но реализуемы эти пожелания при нынешней политике ЦБ или Минфина?

Другой пример препятствий для развития восточных территорий – это низкий уровень их газификации и угроза дефицита производства электроэнергии. «Развитие гидроэнергетики в объединенной энергосистеме (ОЭС) Сибири практически остановилось: за 2009–2019 годы установленная мощность ГЭС возросла на 18%, а к 2029 году она увеличится всего на 0,4%», – отмечается в докладе ИНП РАН. Проблема низкой степени газификации промышленных потребителей пока остается нерешенной. Поэтому в период до 2030 года дополнительный спрос в ОЭС Сибири может быть покрыт только за счет дозагрузки наименее эффективных существующих угольных мощностей и строительства новых объектов угольной генерации. Но наращивание неэффективной угольной генерации сопряжено с увеличением вредных выбросов и ухудшением состояния окружающей среды, предупреждают авторы доклада ИНП РАН.

Текущая конфигурация корпоративного регионального банковского бизнеса создает ограничения для перенаправления финансовых ресурсов к регионам с высоким потенциалом развития, утверждают экономисты. И предлагают: чтобы ослабить эти ограничения, федеральным и региональным институтам развития целесообразно разработать линейку специализированных стимулирующих инструментов.

Ключевым требованием к развитию транспортной системы является обеспечение связанности территорий страны и доступа производителей и потребителей к внешним рынкам. Поэтому показатели пространственной связанности должны выступать одним из основных индикаторов эффективности развития инфраструктуры, говорят ученые. Важной характеристикой связанности территорий является размер интегральных общественных издержек обеспечения транспортной работы. В связи с этим политика в области развития транспортной системы должна быть направлена на снижение этих издержек.

Примечательно, что новый доклад ИНП РАН по пространственному развитию примерно в пять раз превышает текст утвержденной правительством Стратегии пространственного развития. 


Читайте также


В следующем году на рынке жилья не исключен дефицит

В следующем году на рынке жилья не исключен дефицит

Анастасия Башкатова

Некоторые застройщики искусственно подогревают спрос

0
2303
Мининформ Белоруссии надежно контролирует СМИ

Мининформ Белоруссии надежно контролирует СМИ

Дмитрий Тараторин

На западные призывы соблюдать свободу прессы Минск отвечает "жесткими мерами"

0
2264
Как литий обострил политическую борьбу в Чили

Как литий обострил политическую борьбу в Чили

Сергей Никитин

Реформы президента могут закончиться его поражением на грядущих выборах

0
1572
Качество жизни в опорных населенных пунтах повысят с помощью кредитов

Качество жизни в опорных населенных пунтах повысят с помощью кредитов

Ольга Соловьева

Каждый четвертый россиянин предпочитает жить в регионе с развитой инфраструктурой и большим выбором работодателей

0
2704

Другие новости