Грузинский премьер-министр Ираклий Кобахидзе намерен поспорить с евробюрократией в Конституционном суде. Фото Reuters
Еврокомиссия заявила о фактической остановке евроинтеграции Грузии из-за репрессивной политики ее властей. Однако премьер-министр Ираклий Кобахидзе продолжает надеяться на вступление в ЕС в 2030 году. В четверг он заявил, что сначала хочет разгромить своих противников внутри страны и вернуть справедливость в Европу.
В четверг Генеральная прокуратура Грузии начала уголовное расследование в отношении бывшего президента Михаила Саакашвили и лидеров оппозиционных партий: Георгия Вашадзе, Ники Гварамия, Ники Мелия, Мамуки Хазарадзе, Бадри Джапаридзе, Зураба Джапаридзе и Елены Хоштария. Как заявил в четверг на брифинге генеральный прокурор Грузии Георгий Гваракидзе, уголовное расследование касается преступлений, совершенных против государства
Еврокомиссия опубликовала доклад о расширении ЕС, в котором в очередной раз раскритиковала правительство Грузии. По оценке Брюсселя, процесс евроинтеграции Тбилиси фактически остановился, и виноваты в этом власти республики, которые приняли ряд репрессивных законов, касающихся активистов, гражданского общества и независимых СМИ.
«Власти Грузии должны безотлагательно обратить вспять откат от демократии и предпринять комплексные, ощутимые усилия для решения остающихся проблем и проведения ключевых реформ, подкрепленных межпартийным сотрудничеством и участием гражданского общества, в соответствии с ценностями ЕС», – сказано в пресс-релизе доклада.
Как отметила еврокомиссар по вопросам расширения Марта Кос, никогда прежде в докладе Еврокомиссии не было столько критики в адрес кандидата на вступление. «В случае Грузии от статуса кандидата в члены ЕС осталось одно название. Уважаемое грузинское правительство, вы не ведете своих людей в Европейский союз, а, наоборот, ведете их обратно. Если вы серьезно настроены в отношении Европейского союза, то прислушайтесь к своему народу и прекратите сажать в тюрьмы лидеров оппозиции, журналистов и людей с иными взглядами. Тогда мы сможем поговорить», – сказала Кос.
Однако премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе полон решимости в ближайшее время разгромить своих противников и в 2030-м вступить в ЕС. В частности, он заверил, что собирается довести до конца конституционный запрет трех из четырех оппозиционных организаций, которые по итогам последних парламентских выборов преодолели избирательный барьер: «Единое национальное движение» (ЕНД), коалицию «За перемены» и «Сильную Грузию – Дело».
«Мы будем до конца отстаивать национальные интересы нашей страны в Конституционном суде. Этот шаг абсолютно важен и необходим для восстановления демократической системы. Это вопрос государственной важности для нашей страны», – подчеркнул Кобахидзе.
При этом спикер парламента Шалва Папуашвили заявил, что «нынешняя брюссельская бюрократия лишает ЕС европейского содержания», но Грузия продолжит борьбу за возвращение в Европу справедливости. «Мы не сдадимся!» – пообещал политик.
В борьбе за европейские ценности грузинские власти так разошлись, что набросились с критикой даже на Армению. Так, вице-спикеру парламента Нино Цилосани не понравилось, что представители Армении в Парламентской ассамблее «Евронест» поддержали резолюцию, в которой «Грузинскую мечту» обвинили в узурпации власти. По ее словам, таким образом они выступили против своего премьер-министра Никола Пашиняна, который не сомневается в демократичности грузинского режима.
В ответ глава армянской делегации Мария Карапетян пояснила, что представители Еревана либо воздержались, либо не участвовали в голосовании по поправкам, касающимся Грузии. Вместе с тем они поддержали итоговую резолюцию, поскольку она включала ряд важных положений, касающихся Армении, в частности, поддержку армяно-азербайджанского мирного процесса, продолжение разграничения на основе взаимного суверенитета, а также призыв к выводу азербайджанских сил с территории армянской республики.
Тем временем экс-президент Грузии Саломе Зурабишвили заявила, что, с ее точки зрения, «Грузинская мечта» начала готовить остановку евроинтеграции, еще когда страна только получила статус кандидата в члены ЕС.
«То, что происходит сегодня, планировалось на протяжении двух лет – уже тогда, когда мы праздновали на площади Свободы (получение Грузией статуса кандидата в ЕС. – «НГ» ). Сразу же началась осознанная, намеренная, последовательная ломка нашего европейского пути, который тогда открылся быстрее, чем планировалось, из-за событий на Украине», – полагает Зурабишвили.
Основатель научно-исследовательского института SIKHA Foundation Арчил Сихарулидзе согласен с мнением, что «Грузинская мечта» использует странную риторику в отношении ЕС. Правда, в отличие от оппозиции он видит в этом не злой умысел правительства, а его беспомощность.
«С одной стороны, мы видим, что «Грузинская мечта» говорит о проведении более суверенной политики, с другой – хочет вступить в ЕС, в рамках которого это невозможно. Здесь нужно вспомнить, что собой представляет партия власти. Изначально ее члены обещали принести в Грузию справедливость и привести страну в ЕС. Первое обещание они якобы выполнили, а со вторым не получается, потому что их втянули в конфликт с Брюсселем. Если бы евробюрократы не требовали от Грузии жертв ради евроинтеграции, обвинения в их адрес не было бы. Члены «Грузинской мечты» первые побежали бы в Европу, и они сделают это, если европейская политика изменится», – рассказал «НГ» Сихарулидзе.
По словам эксперта, «Грузинская мечта» в силу своей природы не способна отказаться от евроинтеграции, хотя понимает бесперспективность этого процесса. В то же время стремление вступить в ЕС стало для грузинского общества какой-то сектантской идеей, полагает Сихарулидзе. В связи с этим он надеется, что евробюрократы будут как можно дольше отказывать Тбилиси в присоединении, чтобы у грузин успело сформироваться критическое мышление.

