Первый вице-президент ФИДЕ Виши Ананд делает символический первый ход в партии своего земляка, чемпиона мира Доммараджу Гукеша. Фото со страницы FIDE в Flickr
В индийском штате Гоа стартовал Кубок мира ФИДЕ – одно из ключевых соревнований международного шахматного календаря. Этот форум очень интересен и сам по себе, но помимо прочего играет важную роль в отборе участников на турнир претендентов следующего года, победитель которого бросит вызов нынешнему обладателю мировой шахматной короны. Более конкретно: право пройти в претенденты завоюют финалисты кубка, а также третий призер – шахматист, выигравший так называемый утешительный финал, что делает поединок за третье место очень важным звеном турнира, сопоставимым по своей значимости с решающим матчем соревнования.
Несмотря на отборочный характер Кубка мира, его регламент допускает участие даже тех шахматистов, которым не надо никуда пробиваться, что выглядит достаточно логичным, так как выигрыш турнира столь высокого ранга представляется в высшей степени достойной целью для любого гроссмейстера. Именно поэтому мы видим среди участников действующего чемпиона мира Доммараджу Гукеша (за право поспорить с которым за шахматную корону борются остальные), ставшего – вместе с первым вице-президентом ФИДЕ, экс-чемпионом мира Виши Анандом – самой заметной медийной фигурой в начале соревнования.
Впрочем, в полном соответствии с не слишком мудреным прогнозом, в Гоа не приехали три первых номера мирового рейтинга – Магнус Карлсен, Хикару Накамура и Фабиано Каруана. Первый из них несколько лет назад добровольно отказался от чемпионского титула и не планирует вести борьбу за его возвращение, второй, судя по всему, рассчитывает (в связи с отказом Карлсена) пройти на турнир претендентов как обладатель наивысшего, второго в мире рейтинга, а третий уже застолбил за собой претендентское место по совокупности результатов прошлого года.
Тем не менее турнир собрал очень сильный состав, однако лотерейный характер кубковой системы (в которой матчи каждого этапа состоят лишь из двух «медленных» партий, в случае же равного счета 1:1 соперники на следующий день переходят к выяснению отношений в быстрые, а если потребуется, то и в молниеносные шахматы) вносит свою лепту, заметно повышая вероятность неожиданных результатов. И это несмотря на то, что рейтинг шахматистов играет определяющую роль при формировании кубковой сетки, разводя, насколько это возможно, ведущих гроссмейстеров на первых этапах соревнования.
Так, (согласно правилам) «самые сильные» выходят на «самых слабых», в дополнение к чему 50 лучших по рейтингу включились в борьбу лишь с 1/64 финала. Исходя из этого, ожидать чего-либо интересного можно было не ранее второго этапа, причем поначалу казалось, что и данный рубеж покорится большинству титульных фаворитов без особых хлопот и особой нервотрепки. Однако откровенно слабых на Кубке мира попросту нет, вследствие чего сразу несколько фаворитов столкнулись на первом же для себя этапе с неожиданными проблемами, которые оказались для некоторых из них непреодолимыми.
Самой удивительной (и даже невероятной) выдалась концовка второй партии мини-матча между молодым каунасцем Титасом Стремявичусом и Уэсли Со. Первый поединок между ними закончился вничью, а во втором игравший черными американец явно недооценил потенциал соперника, в связи с чем вместо логичного упрощения позиции и почти полного уравнения шансов решил «поиграть», допустил прорыв соперника в центре, после чего почел за благо отдать фигуру за две пешки, что привело его к объективно проигрышному положению.
Впрочем, литовский гроссмейстер допустил встречную неточность, позволив грозному сопернику разменять ферзей в хорошей для того редакции, что перевело игру в удивительное окончание, оценка которого колебалась между: «выигрыш белых» и «ничья». Использование компьютерных программ, недоступных соперникам во время игры, позволяет (да и то лишь при достаточном опыте этой работы) перевести проблематику позиции с «компьютерного языка на человеческий» и даже объяснить любителям шахмат, в чем состоит суть этой проблематики. Удивительно, но для успеха в окончании белым было необходимо спровоцировать вроде бы невыгодное для них продвижение проходной пешки соперника, после которого во внешне схожих ситуациях им удается выиграть один-единственный решающий темп!
Но еще поразительнее то, что, проведя ряд безупречных маневров, Титас Стремявичус ошибся, избрав, как казалось со стороны, самый простой путь к победе, в ответ на что Уэсли Со... признал себя побежденным, хотя располагал пусть и неочевидным, но четким путем к спасению! В результате один из фаворитов кубка выбыл из него в самом начале соревнования – точно так же, как и Ян Непомнящий, проигравший белыми молодому хозяину поля Диптаяну Гхошу. Борьба во второй партии этого матча завершилась почти сразу после выхода из дебюта, когда имевший белые фигуры россиянин решил «поддержать напряжение», недооценил возможности соперника, потерял пешку, проиграл партию и выбыл из борьбы за путевку на турнир претендентов.
Зато другой россиянин – 15-летний тюменец Иван Землянский, кстати, чемпион Азии по блицу (ведь Россия, а тем более Тюмень располагается в Азии) – воспользовался излишне оптимистичными маневрами англичанина Рэя Робсона, провел тонкий маневр, прорвал оборону соперника в центре и даже (что случается на практике крайне редко) дал на доске мат черному королю!
Но настоящей жемчужиной второго этапа Кубка мира стала победа хозяина поля Пенталы Харикришны над Арсением Нестеровым. Встретившись с достаточно модной в последние годы трактовкой соперником русской партии, чемпион России решил поднять брошенную перчатку и пошел на самое принципиальное – невероятно острое продолжение, в котором черные получают достаточную для поддержания равновесия контригру. Утверждаем это с полной ответственностью, так как сами тщательно анализировали сумасшедшие позиции, возникающие в данном варианте.
Полагаем, что и Арсений был прекрасно готов к начинающимся осложнениям, однако его соперник ушел на 5-м ходу с магистрального пути, а три хода спустя предложил фантастическую по своей парадоксальности позиционную жертву ферзя всего лишь за две легкие фигуры! Элегантность замысла состояла в том, что при сильнейшей игре со своей стороны черные были вправе рассчитывать не только на уравнение, но даже на перехват инициативы, однако запредельная сложность возникшего положения делала нахождение верного пути почти непосильной для них задачей. Неудивительно, что Харикришна, имевший подавляющее превосходство в предстартовой аналитической подготовке, действовал намного точнее Нестерова и одержал в этой партии победу.
...Рассказывая о втором этапе Кубка мира, мы по объективным обстоятельствам не можем подвести итоги данного этапа, так как значительная часть матчей завершилась «в основное время» со счетом 1:1, а тай-брейки, призванные определить в них победителей, игрались лишь в четверг. Тем не менее уже сейчас можно уверенно утверждать, что как в спортивном, так и в творческом отношении Кубок мира полностью оправдывает ожидания шахматных болельщиков.

