Фото Reuters
В этом году в США предстоят важные выборы – можно сказать, выборы-индикатор, по которым, как по удачному лабораторному эксперименту, станет видно, в каком направлении эволюционирует американская политическая система. В Нью-Йорке 4 ноября изберут мэра города. На днях определилась интрига избирательной кампании: сможет ли победить 33-летний Зохран Мамдани – эмигрант, левый, мусульманин, противник Израиля и сторонник американского варианта социализма. Он выскочил, как черт из табакерки, в ходе праймериз кандидата от Демократической партии, вопреки подавляющему большинству прогнозов выиграл и сейчас имеет довольно-таки неплохой рейтинг, всерьез позволяющий ему рассчитывать на пост мэра.
А ведь еще совсем недавно интрига выборов была другой. В мэры собрался Эндрю Куомо, ветеран нью-йоркской политики. В течение 10 лет он был губернатором штата, пока не ушел со скандалом в 2021 году, обвиненный в систематических сексуальных домогательствах к сотрудницам его офиса. Но длившиеся полгода разбирательства в итоге закончились ничем. Окрыленный этим успехом, Куомо выставил свою кандидатуру на праймериз Демократической партии, твердо считая, что номинация от партии ему обеспечена. Еще бы! Ведь в спонсорах у него – воротилы нью-йоркского бизнеса, включая миллиардера Майкла Блумберга, бюджет самой кампании превышает 25 млн долл. (админресурс на американских выборах не используется, но деньги, как считалось, очень много значат), и он имеет твердую поддержку партийного истеблишмента. Да сам Куомо – плоть от плоти этого истеблишмента. Он – родственник династии Кеннеди, друг семейства Клинтонов (а при Билле Клинтоне – член администрации Белого дома). К тому же его отец много лет был губернатором штата Нью-Йорк. Вся карьера и связи Куомо имеют отношение к Демократической партии. Словом, все схвачено. Даже конкурентов реальных нет.
Подумаешь, какой-то Мамдани. Эмигрант в первом поколении (родился в Уганде, в семье выходцев из Индии), несостоявшаяся звезда хип-хопа, а с 2020 года – рядовой депутат законодательного органа Нью-Йорка, известный лишь проектом запуска бесплатных автобусов по городу. На свою избирательную кампанию он собрал жалкие 8 млн. Разве это конкурент? Многим Мамдани напоминал Куртиса Силву. Это местный республиканец, вечный соперник кандидатов в мэры от Демократической партии, с 70-х годов продвигающий повестку борьбы с уличной преступностью силами граждан. Силва запомнился избирателям разве что своим красным боевым беретом и обещаниями навести порядок в городе железной рукой. И то и другое избирателей не впечатляло, служа разве что предметом для шуток и мемов. И республиканцев это устраивало. Они давно разуверились в возможности победить на выборах в Нью-Йорке, оплоте американского либерализма, поэтому не возражали, что на выборах мэра их представляет фрик, не имеющий шансов. Силва, кстати, баллотируется и в ноябре. Словом, создавалось впечатление, что выборы станут дуэлью Куомо и действующего мэра Эрика Адамса, который на этот раз баллотируется не от демократов, а как независимый кандидат. Эту мысль различные комментаторы, не таясь, транслировали перед праймериз. Тем более велико было всеобщее удивление, когда выяснилось, что Мамдани уверенно обошел Куомо, набрав 56% против 44% у его соперника.
Сейчас на ток-шоу и в СМИ демократы проводят «разбор полетов», стараясь понять, почему же так произошло. Выводы получаются парадоксальными: оказывается, на Мамдани работало то, что вроде бы должно работать против него. Оказалось, отсутствие денег на масштабную рекламную кампанию через СМИ не такая уж фатальная проблема. Ее можно заменить роликами в ТikТоk и прямым контактом с избирателями посредством идейных волонтеров, которые агитировали от дома к дому, от человека к человеку. Будущий мэр, ездящий в метро со своим электоратом, как выяснилось, в Америке теперь ценится больше, чем крепкий хозяйственник, способный с высоты своего богатого административно-хозяйственного опыта «решать проблемы». Это Куомо не осознал, поэтому вел классическую избирательную кампанию большого начальника – защитника и благодетеля горожан.
Против Мамдани не сработала даже «тяжелая артиллерия»: обвинения во враждебности к Израилю. Силу этого компромата, подкрепленного ссылками на происхождение и вероисповедание этого человека, команда Куомо явно переоценила. В ее оправдание можно сказать, что данная ошибка была оправдана американскими реалиями, которые казались незыблемыми. В Нью-Йорке, как известно, есть огромная еврейская община, насчитывающая около миллиона человек. Хотя считается, что местные евреи – либералы, но поддержка открытого сторонника Палестины и для них выглядела перебором. Наконец, не только для очень многих ньюйоркцев, но и для миллионов остальных американцев Израиль всегда был особенной страной, чуточку своей, американской. Для по крайней мере части местных протестантов, помешанных на ценностях Ветхого Завета, еврейское государство выглядело библейской Землей обетованной, которую именно по этой причине надо поддерживать. Кто-то выступал за Израиль из великодержавно-патриотических причин, видя в нем главного союзника США на Ближнем Востоке, противника Ирана и прочих врагов Америки. Кто-то, напротив, ставил на первое место сходство политических систем. Израиль всегда был островком демократии среди диктатур, как и в свое время Америка. Ну и, конечно, в США не забыли о Второй мировой войне и Холокосте, что тоже симпатий к еврейскому государству добавляло: жертв репрессий и несправедливости в Америке всегда любили.
И вот выяснилось, что Нью-Йорк изменился. Аргументация, что жертва репрессий и несправедливости – это сектор Газа, здесь вполне принимается, причем отнюдь не только выходцами из мусульманских стран, которых в городе уже довольно много. За сторонника палестинцев Мамдани агитировал еврей, сенатор Берни Сандерс. Он, кстати, напоминал о том, что Лондоном уже который год руководит мусульманин Садик Хан, уроженец семьи выходцев из Пакистана, открыто осуждающий действия Израиля в секторе Газа. И ничего. Благополучно переизбирается, а Лондон процветает.
Конечно, говорить о том, что Мамдани обязательно станет мэром, нельзя. Его соперником на ноябрьских выборах будет не только Адамс, но и тот же Куомо. Он пойдет на выборы как независимый кандидат. Не исключено, что оба сделают удачную работу над ошибками и построят свою избирательную кампанию так, что один из них победит. Тогда нынешний успех Мамдани останется лишь банальным напоминанием о том, что в демократическом государстве не все решают деньги и должность. Если же нет – впору будет говорить о выходе на авансцену нового поколения американских политиков, сильно отличающегося от тех, что были ранее.