0
279
Газета Печатная версия

21.05.2025 18:45:00

Если бы Ницше умел улыбаться

Юрий Кувалдин писал о литературе весело и деловито

Тэги: проза, поэзия, достоевский, мандельштам, история


18-14-1480.jpg
Кувалдин тщательно перелопатил российскую
словесность от Ломоносова до наших дней. 
Александр Трифонов. Портрет писателя
Юрия Кувалдина. 1996
Литература – это особая субстанция, далекая от жизни, хоть и черпающая из нее. Литература создается для субстанции, для бессмертия. Так утверждал Юрий Кувалдин (1946–2023), буквально зажигавшийся от литературы. И классической, и современной. Кувалдин, сам пропитанный жизнью, прекрасно знавший ее в многочисленных проявлениях и торжественно перенасыщенный словом. Кувалдин, исследующий Достоевского. Но так, что проходит он, могущественный, сквозь души и судьбы двух людей, встречающихся в богатой квартире одного из них. Один – это прекрасно устроенный в недрах бытия академик. И второй – проситель, как из достоевского романа, пришедший получить грант на работу. Так разворачивается мистически-бытовое действо повести «Поле битвы – Достоевский». Разворачивается массою колоритных подробностей. Каждая бытовая деталь играет свою роль. Достоевский – из небесного далека – взирает в глубины повести и усмехается, недоумевая, что же такое грант. Хотя тема денег (вечно их не хватает) была близка Достоевскому. И не только ему. Сам Кувалдин порою запускал по страницам своих книг денежные вихри. Как, например, в романе «Так говорил Заратустра», где основной персонаж, продвигаясь и по научной, и по партийной лестнице, легко манипулирует деньгами и становится очень богатым. Он же – этот персонаж – встречается с «теневым» букинистом (ну кто теперь вспомнит эти советские, почти детективные поиски желаемых книг?). Ныне полны торговые книжные Вавилоны всем, чем можно и чем нельзя. Да только не нужны эти тома никому. А тогда…

Перед нами таинственное мерцание квартиры, где встречаются двое, один покупает, другой продает. Но речь о книгах. О горе, допустим, Томаса Манна, об «Иосифе и его братьях», чье истолкование предложит Кувалдин устами своего персонажа. Масса писателей, множество писательских имен возникают в рассказах и повестях Кувалдина. Одних он прямо называет по именам и фамилиям. Другие лишь чувствуются. Иногда ощущаются плоды интереснейшего эксперимента, производимого Кувалдиным: он как бы скрещивает Достоевского и Чехова, этих совершенно полюсных, полярных классиков. Скрещивает их, используя изящество чеховской строки и немыслимый психологически-интеллектуально-религиозный напор Достоевского. В итоге получается что-то совершенно кувалдинское. Ницше улыбнулся бы, если б умел. Не зря же название самого знаменитого трактата Ницше стало названием романа Юрий Кувалдина, современного русского писателя.

Или Кант. Кувалдин любил этого монументального немца. Можно сказать, что вещь в себе проступает то так, то этак в прозе Кувалдина. В рассказе «Стол», например, где жизнь двора и дома, гроздь людских жизней показаны сквозь метафизическую призму банального стола, врытого во дворе. Да, вещь в себе, предмет, впитавший столько людских горестей и радостей, и гробы на себе держал, и бутылки.

Или Мандельштам. Ритмы и рифмы Мандельштама, его мраморная мощь, соединенная с беззащитностью бабочки. Они играют особо в кувалдинском мире. Одна из первых книг Кувалдина называется «Улица Мандельштама». И она вместила множество дум и прогулок, цитат и животрепещущей литературной страсти. Ею – этой литературной страстью – жил Кувалдин. Кувалдин-писатель и Кувалдин-критик. Он писал весело. Он писал деловито.

Он тщательно перелопатил российскую словесность от Ломоносова до наших дней. Он старался постигнуть корень индивидуальности каждого автора. Будь то знаменитый Фазиль Искандер или, скажем, Клыгуль, которого Кувалдин, считая чрезвычайно талантливым, стремился сделать знаменитым. Кувалдин писал о Платонове, завороженный невиданной выделкой платоновской фразы. Платоновской строки. Очень многое передается через язык. Даже смерть. Даже в смерти Кувалдин растворился, как в литературе, считая их сестрами. И неизвестно, которая старше.

Смех и смерть – почти рифма, и смеховое часто взрывается в эссе писателя. И тут запускается бахтинский карнавал. Этот карнавал одновременно творится и исследуется. Тут, конечно, возникает и Рабле, творивший своих гигантов из смеха, колбас, философии и вина. Возникает, лукаво подмигивая далекому по времени собрату. Лукаво и одобрительно. Ведь Кувалдин – современник всем писательским временам. А других и не бывает. Только литература творит хронику человечества. Такую ненужную в мелькании страстей и жажде развлечений. Такую необходимую с точки зрения вечности. 


Читайте также


Художник распада и свидетель возрождения

Художник распада и свидетель возрождения

Арсений Анненков

К 120-летию Михаила Шолохова и 100-летию его сборника «Донские рассказы»

0
301
И в Бежецке, и в Конго

И в Бежецке, и в Конго

Ольга Ефимова

Николай Гумилев – здесь и сейчас

0
98
Когда съезжает маска

Когда съезжает маска

Летов, Рильке и псковские стихотворцы

0
117
Просим одного: свободной дискуссии о Маяковском

Просим одного: свободной дискуссии о Маяковском

Вячеслав Огрызко

Главный арбитр всех споров – Михаил Суслов

0
296

Другие новости