0
148
Газета Печатная версия

15.10.2025 20:30:00

Как правильно сходить с ума

Игорь Лёвшин о термометрах, иероглифах, видеопоэзии и аудиобогатствах

Тэги: видеопоэзия, музыка

Игорь Викторович Лёвшин (р. 1958) – русский поэт, прозаик, музыкант, видеорежиссер. Родился в Москве. Окончил Московский институт стали и сплавов. Работал в Лаборатории новых ускорителей (Физический институт имени П.Н. Лебедева РАН), редактором в IT-проектах, горнолыжным инструктором в Архызе. Автор нескольких книг прозы и стихов. Дебютировал в конце 1980-х в альманахе «Эпсилон-салон» (Москва) и журнале «Черновик» (Нью-Йорк), публиковал стихи и короткие пьесы, фантастические рассказы и сказки. Работает в жанре видеопоэзии. Участник музыкального проекта «Нефть» с группой «Карамаджонги», сооснователь группы Fake Cats Project. Cборник рассказов «Петруша и комар» вошел в шорт-лист Премии Андрея Белого, сборник стихов «Говорящая ветошь» вошел в лонг-лист премии «НОС», видеоклип «Logocentrism p. III» – лауреат (2-е место) конкурса видеопоэзии журнала «Формаслов». Сооснователь литературного проекта «Феноменология Имени», автор Словаря культуры XXI века, соредактор тг-канала «7/8» о немейнстримной музыке. Живет в Москве.


видеопоэзия, музыка Фотоиллюстрация к кумулятивной сказке Игоря Лёвшина «Лосиный остров». Фото автора

В настоящее время в Москве готовится научно-популярный фильм с музыкой и текстами Лёвшина. О новейшей истории отечественной словесности, о жизни и творчестве с Игорем ЛЁВШИНЫМ побеседовал Игорь СИД.


– Игорь Викторович, с отечественной литературной сценой 1980-х неразрывно связано яркое имя – «Эпсилон-салон». Что это было?

– Этот альманах основали Николай Байтов и Александр Бараш. Среди авторов были Михаил Бараш, Олег Дарк, Геннадий Кацов… К 1990-м Саша уехал в Иерусалим, Миша в Париж, Гена в Нью-Йорк... Это был такой очень дружеский проект. И именно дружественный отказ от присоединения к тогдашним мейнстримным течениям: ни к концептуалистам с Дмитрием Приговым и Львом Рубинштейном, ни к метареалистам с Иваном Ждановым, Александром Ерёменко, Алексеем Парщиковым. В великом клубе «Поэзия» так и говорилось: это третье направление, «Эпсилон-салон»... 40 лет почти прошло. Недавно ели с Байтовым на даче в Кратове шашлыки. Он кощунствовал: «Терпеть не могу жарить шашлыки ни на костре, ни на мангале. Всегда разогреваю только на сковородке!» Вот такой он по-прежнему. Неприсоединившийся.

– Мы с вами впервые увиделись – как сейчас говорят, развиртуализовались – на фестивале «Арт-Бдения» в Смоленске в 1992 году, где блистали Нина Искренко, Владимир Друк, Света Литвак и прочие звезды недавнего советского андеграунда…

– Смоленский фестиваль был незабываемым, из самых ярких впечатлений в жизни. Какой-то поток (я бы даже сказал – сель) артистической дичи и импровизации. Милицейские машины, встречающие поезд с гениями, местные жители, ошарашенные новым искусством и новой словесностью... Сам организатор – покойный Саша Голубев – был необычайным человеком. Этакий комсомолец-авангардист.

– Как вы пишете? На компьютере, конечно?

– Вопрос не риторический. Скажем, Женя Соминский (Евгений Чижов) все свои романы и рассказы писал ручкой на бумаге. А я почти разучился – написать что-то рукой для меня мука. Начал писать на компьютере, когда только-только появились русские персоналки. До сих пор нахожу у себя файлы в сверхстранной кодировке.

Сейчас все чаще пишу в телефон. Лучше всего пишется в метро... Но, безусловно, я отношусь серьезно к физическим действиям, к миру телесного в его связях с литературой, философией и прочим. Связи эти гораздо более интенсивные и тонкие, чем считается.

Сейчас мы теряем важную моторику. Например, с заменой (псевдо-) ртутных термометров на электронные забывается удивительный жест – «стряхнуть градусник». Рывок резкий, а рука расслаблена. Как теперь объяснить начинающему барабанщику способ держать палочку при игре или бадминтонисту – ракетку при ударе? Это не градусник ушел, ушла часть неформальной «физической культуры». А что-то приходит: я быстро печатаю, а вот с бешеной скоростью набирать двумя большими пальцами пока не могу.

– Вы упомянули Евгения Чижова...

– Да, это горе... Мы дружили. Я не говорю по телефону подолгу. Но Наташа, моя жена, замечает: «Ты разговаривал целый час! Значит, с Женей о литературе». На поминках я сказал, что поклонники Чижова делятся на две партии: фанаты «Темного прошлого человека будущего» и фанаты «Перевода с подстрочника». Но выяснилось, что партий все же четыре, по числу его романов. Сам он больше всего любил «Персонажа без роли». Многие предпочитают «Собирателя рая» (я читал его еще под названием «Потеряшка и Король»).

– Насколько знаю, среди деятелей жанра видеопоэзии только вы и Алексей Блажко, сооснователь арт-группы «Кадры Решают Всë», выступаете в роли видеорежиссера и композитора одновременно.

– В некоторых важнейших для меня видео использую и музыку других. Например, в видео «Поездка» – Бикапонию Гарика Виноградова с участием Веры Сажиной. Они там очень страшно кричат, супруга во время просмотра просит убрать звук…

– Насколько близка ваша работа к видеоарту?

– То, что я делаю, – никак не видеоарт. Для меня важны эмоции, сама атмосфера получившегося видео. Всё вокруг этого: и подбор видео, и эффекты (обычно кадры многослойные). Видеоарт же обычно концептуален, игрив. Это бывает очень интересно. Но я делаю другое.

– В вашем клипе «Нет меня» памяти Пригова – на песню наложено скупое видео с голубем, бесконечно уходящим от зрителя (пешком) по асфальту. Грани жанров размываются...

– Придумал даже новый поджанр: хожу с телефоном и наговариваю в реальном времени текст под то, что снимаю, держа перед собой телефон. Однажды мама позвонила жене и сказала дрожащим голосом: «Наташа, кажется, Игорь сошел с ума: он снимает тени!»

Текст я наговариваю не абы как, а в форме белого стиха, в духе «вот вдоль высоковольтки / иду я» – и так далее. Говорю, что вижу, и что приходит в голову по ассоциации – тоже говорю. Какие-то куски уже отлились в более традиционные формы. Вот кусочки поэмы:

Лет чрез чуть-чуть уж 

возраст средней смерти

а дальше – дальше бонусная

 жизнь

земную ж жизнь пройдя 

 всю

я оказался в сумрачном 

 лесочке

…Из старицы лягушки 

стрекотали

и даже невидимка соловей

коленца демонстрировал

 украдкой

я шел и аудиобогатства эти

на телефон писал.

– А музыка?

– Я пел с группой «Карамаджонги» свои песни, в их аранжировке. Они пользовались успехом. Потом, будучи в командировке, купил в Сан-Хосе, в музыкальном центре свою первую гитару «Gibson». И скоро мы с Кириллом Макушиным и Лешей Борисовым основали группу Fake Cats Project. Пою я там на русском, но странным образом это больше находит отклик в местах совсем далеких. Немецкий музыкальный критик восторженно пишет об альбоме «Русский канон», и что в песне «Все хорошо» ничего не понял, – но понял, что хорошего в том, о чем рассказывается, мало!

– Угадал?

– Конечно… Вдруг появляется видео какого-то документалиста из Колумбии с темой из нашего альбома; вдруг всплывает, что где-то в Дании, что ли, популярный блогер использует ту же тему в заставке к своим подкастам про игры. Бельгийское госрадио год в общей сложности держало в ротации два наших трека. Денег никто не платит, разумеется (ну, мы и не рассчитывали), однако ссылаются, пишут. Живьем играем по клубам раз в месяц, в два.

– Прижизненное признание всегда почему-то приятнее... А откуда «Fake Cats»? Из дискурса «мировая экспансия котиков»?

– Почему, никто из нас троих уже не помнит: память короткая – как у котиков. А про экспансию я даже рассказ-антиутопию написал: про восстание в Котархии после смерти Бежика III.

– Да, вернемся к литературе. Что сейчас читаете?

– Сейчас читается как-то очень понемногу. Последние дни – Сергея Тимофеевича Аксакова, по паре бумажных страниц перед сном. Удивительное чтение. Погружение в мир, который отстоит от нашего современного мира дальше, чем мир Москвы от мира островов Фиджи. Другая вселенная, инопланетные люди, другой язык. На каждой странице лезу в словарь (в смысле, в гугл телефонный) – посмотреть незнакомое слово. Вы знаете, что такое «урёма»?

– Увы…

– То-то. А некоторые слова живы и здравствуют, но изменили значение: «видимо» там употребляется в значении буквальном, как «очевидно», а не как «скорее всего». Еще читаю статьи. Научные или полунаучные. Сейчас – дискуссии по философии сознания. Нужно для прозы.

– Вы много путешествуете. Что запомнилось больше?

– Перемещался много, но не так уж: как-то посчитал, получилось 25 стран. А сын моего приятеля, например, достиг такого результата к 10 годам.

Чаще путешествую по работе. А однажды родители решили потратить «похоронные деньги» на путешествие (похоронили в результате вполне достойно без этих денег). Выбрали круиз на лайнере вдоль берегов Норвегии. А меня взяли как переводчика. Потом всем троим полгода снились водопады и фьорды. Красивей я ничего с тех пор не видел.

– Похоже, кое-что из путешествия попало в ваш рассказ «Полет»?

– Да, скандинавская атмосфера оттуда. А рассказ этот, кажется, единственный «вышедший в массы»: дошло даже до двухстраничной методички «Как преподавать Лёвшина в старших классах».

Мои три любимых города – ночной Амстердам (дневной – не то), Эдинбург и Томск. Ну и Москву я люблю, конечно. Родители родились в Москве, а недавно узнал, что мой прадед, Сергей Георгиевич Постников, специально привез мою прабабушку Александру из Клина в Москву, чтобы она родила здесь, и дочь стала урожденной москвичкой. Так сейчас приезжают в страну перед родами, чтобы получить гражданство по рождению.

Однако я москвич окраин: для меня «арбатские дворы» – такое же чужое, как питерские дворы-колодцы. Я – сокольнический. Лет до трех-четырех жил в Сокольниках в двухэтажном деревянном доме. И весь огромный район был деревянный. Сейчас и помину нету. Я искал какие-то старые фото – нулижды нуль... Но вдруг произошло чудо. Мне подсказали, что эти кварталы есть в югославско-итальянском кино «Мастер и Маргарита». И точно! В самом начале там минуты две, наверное, показывают эти дома. До революции это были «доходные дома Хлопотина». Я аж за сердце хватался, когда смотрел.

Может, поэтому мне и Томск так полюбился, кстати. Но там дворцы деревянные, а не просто дома. Их вроде и строили серьезные архитекторы. Только бы они уцелели, мои любимые.

Эдинбург люблю за то, что он весь серый. Давно там не был – может, уже не серый...

– В Штатах бывали?

– Ездил, например, в Нью-Йорк несколько лет подряд, бывал в Чикаго, в Бостоне. Я ведь был компьютерным журналюгой. «Компания Hewlett-Packard представила новый сервер», «В городе Тяньцзинь запущен новый суперкомпьютер»...

– Были на Дальнем Востоке?

– Был в Китае. Пекин и Тяньцзинь. Эта поездка затмила по впечатлениям почти всё. Захотелось даже главного героя отправить в Пекин и там убить. (Смеется.) Но пожалел и рассказ не написал.

В Китае, как и везде, бывали любопытные случаи. Один скорее даже притча...

Когда уезжал, коллега попросил меня привезти ему чай. Скинул мне на телефон иероглиф с пачки его любимого сорта. Прихожу на базар. Это единственное место, где хороший английский. «Хочу купить чай, вот этот», – показываю иероглиф. – «Есть такой!» И вот вечером у нас ужин с китайскими учеными… «На Великую Китайскую стену ходили?» – «Ходил», – «На рынке побывали?» – «Да, вот чай купил», – показываю иероглиф. – «Понятно. А какой именно чай купили-то?» – «Как какой? Вот этот и купил». – «Это ЧАЙ. Иероглиф означает «ЧАЙ».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Мелодия обетованная Макса Бруха

Мелодия обетованная Макса Бруха

Михаил Стрелец

Как немецкий протестант создал шедевр еврейской музыки

0
261
Шедевры для уцелевших. В Нижнем Новгороде завершился фестиваль "Современная музыка"

Шедевры для уцелевших. В Нижнем Новгороде завершился фестиваль "Современная музыка"

Владимир Дудин

0
1672
От монстров рока до корейской попсы

От монстров рока до корейской попсы

Мари Литова

Вечер, посвященный изданиям о современной российской и зарубежной музыке прошел в клубе «Китайский летчик Джао Да»

0
411
Музыкальные исповеди и откровения фестиваля "Современная музыка"

Музыкальные исповеди и откровения фестиваля "Современная музыка"

Елена Черемных

0
2924

Другие новости