|
|
Отец русского футуризма Давид Бурлюк. Фото из книги |
Но был другой Бурлюк, намного более близкий к реалистическим традициям. Особенно это касается пребывания в деревне под Уфой в страшные годы Первой мировой войны. Все дело в том, что тесть Давида Давидовича служил там управляющим в одном из поместий, и художник с семьей поселился в этих местах, чтобы переждать лихолетье. Башкирские степи, деревни и народ этой замечательной земли стали основными мотивами творчества Бурлюка в те годы. Яркая, мощная живопись, столь характерная для мастера, потомка запорожских казаков, запечатлела жизнь башкирских деревень и их обитателей. Произведения часто писались на холстах от мешков. Казалось, их автором был не заводила вечных скандалов на литературных вечерах. Эти картины словно дышали необозримым простором степей, в глазах татарских и башкирских крестьян светилась вечная мудрость.
|
|
Давид Бурлюк. Возвращение. Альбом-каталог выставки произведений Д.Д. Бурлюка из собраний Башкирского государственного художественного музея имени М.В. Нестерова и Национального музея Республики Башкортостан в Доме русского зарубежья имени А.И. Солженицына. Живопись. Графика./ Автор-составитель С.В. Игнатенко. – Уфа: Белая река, 2025–192 с. |
И вот сегодня с ними могут познакомиться москвичи. В Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына открылась выставка «Давид Бурлюк. Возвращение». Все работы предоставлены Башкирским государственным художественным музеем имени М.В. Нестерова и Национальным музеем Республики Башкортостан. В столице ряд произведений экспонируются впервые. К открытию выставки издан альбом – каталог этой экспозиции. Но его содержание намного шире экспозиции. Перед нами – настоящая, высокого научного уровня монография, подготовленная искусствоведом Светланой Игнатенко. Посудите сами. Кроме большого рассказа об особенностях картин Бурлюка уфимского периода приложена тщательно расписанная история создания его собраний в двух башкирских музеях. А еще читателей встретит большой биографический словарь персоналий тех, кто сыграл значительную роль в судьбе «отца русского футуризма», а также хронология жизни и творчества этого замечательного мастера.
В 1956 году, когда Давиду Давидовичу, уже почти 30 лет к тому времени жившему в США, удалось побывать в СССР, одним из самых сильных впечатлений для него стало посещение Музея Владимира Маяковского. Однако это было связано не только с воспоминаниями о друге и соратнике молодости. Большим разочарованием для Бурлюка стало отсутствие любого упоминания о нем в экспозиции музея. Но времена изменились. Было достаточное количество изданий и экспозиций, связанных с Давидом Бурлюком. Однако этот альбом-каталог предоставляет ряд новых свидетельств о прекрасном мастере, проведшем почти всю свою жизнь вне России, но так любившем свою страну.



Комментировать
комментарии(0)
Комментировать