0
72
Газета Печатная версия

17.12.2025 20:30:00

Полутораглазый стрелец

Давид Бурлюк любил превращать в балаган каждый прожитый день

Тэги: искусство, авангард, история, давид бурлюк


14-1301-1-1-t.jpg
Отец русского футуризма
Давид Бурлюк. Фото из книги
«Полутораглазый стрелец». Так называлась книжка воспоминаний поэта Бенедикта Лившица, посвященная веселой юности и эпатажным выходкам молодых футуристов во времена Первой мировой и Гражданской войн. Книга вышла в 1933-м, когда свобода была уже на полном излете, и тем не менее до сих пор эти мемуары остаются примером верности молодой, бьющей через край жизни. Давид Давидович Бурлюк, главный герой книги, поэт и художник, для многих прежде всего остается символом веселой насмешки над привычными нормами поведения и искусства. Один из самых близких друзей Маяковского, благословивший его на поэзию, он любил превращать в балаган каждый прожитый день. Разрисованное лицо, экстравагантные выступления. Само название его веселого сборника – «Пощечина общественному вкусу» – говорило само за себя.

Но был другой Бурлюк, намного более близкий к реалистическим традициям. Особенно это касается пребывания в деревне под Уфой в страшные годы Первой мировой войны. Все дело в том, что тесть Давида Давидовича служил там управляющим в одном из поместий, и художник с семьей поселился в этих местах, чтобы переждать лихолетье. Башкирские степи, деревни и народ этой замечательной земли стали основными мотивами творчества Бурлюка в те годы. Яркая, мощная живопись, столь характерная для мастера, потомка запорожских казаков, запечатлела жизнь башкирских деревень и их обитателей. Произведения часто писались на холстах от мешков. Казалось, их автором был не заводила вечных скандалов на литературных вечерах. Эти картины словно дышали необозримым простором степей, в глазах татарских и башкирских крестьян светилась вечная мудрость.

14-1301-1-2-t.jpg
Давид Бурлюк. Возвращение.
Альбом-каталог выставки
произведений Д.Д. Бурлюка
из собраний Башкирского
государственного
художественного музея
имени М.В. Нестерова и
Национального музея
Республики Башкортостан в
Доме русского зарубежья
имени А.И. Солженицына.
Живопись. Графика./
Автор-составитель С.В. Игнатенко.
– Уфа: Белая река, 2025–192 с.

И вот сегодня с ними могут познакомиться москвичи. В Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына открылась выставка «Давид Бурлюк. Возвращение». Все работы предоставлены Башкирским государственным художественным музеем имени М.В. Нестерова и Национальным музеем Республики Башкортостан. В столице ряд произведений экспонируются впервые. К открытию выставки издан альбом – каталог этой экспозиции. Но его содержание намного шире экспозиции. Перед нами – настоящая, высокого научного уровня монография, подготовленная искусствоведом Светланой Игнатенко. Посудите сами. Кроме большого рассказа об особенностях картин Бурлюка уфимского периода приложена тщательно расписанная история создания его собраний в двух башкирских музеях. А еще читателей встретит большой биографический словарь персоналий тех, кто сыграл значительную роль в судьбе «отца русского футуризма», а также хронология жизни и творчества этого замечательного мастера.

В 1956 году, когда Давиду Давидовичу, уже почти 30 лет к тому времени жившему в США, удалось побывать в СССР, одним из самых сильных впечатлений для него стало посещение Музея Владимира Маяковского. Однако это было связано не только с воспоминаниями о друге и соратнике молодости. Большим разочарованием для Бурлюка стало отсутствие любого упоминания о нем в экспозиции музея. Но времена изменились. Было достаточное количество изданий и экспозиций, связанных с Давидом Бурлюком. Однако этот альбом-каталог предоставляет ряд новых свидетельств о прекрасном мастере, проведшем почти всю свою жизнь вне России, но так любившем свою страну.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Культурная ценность суеверий

Культурная ценность суеверий

Алексей Белов

Несколько новых книг о мифологии и фольклоре разных эпох и народов

0
955
Все мы немного Красная Огненная Лошадь

Все мы немного Красная Огненная Лошадь

Сергей Макин

Пламенные кони в традициях, преданиях, пророчествах

0
976
Луиза Исаева: «Османская каллиграфия органично включается в современный межкультурный диалог»

Луиза Исаева: «Османская каллиграфия органично включается в современный межкультурный диалог»

Ольга Храбрых

0
2453
До самой последней черты

До самой последней черты

Андрей Шацков

К 200-летию восстания декабристов

0
3027