0
136
Газета Печатная версия

17.12.2025 20:30:00

О тех, кто достоин доброго слова

К 100-летию журнала «Знание – сила»

Игорь Харичев

Об авторе: Игорь Александрович Харичев – генеральный директор и шеф-редактор научно-популярного журнала «Знание – сила».

Тэги: наука, проза, фантастика, история, юбилей


наука, проза, фантастика, история, юбилей Обложки журнала «Знание – сила» разных лет. Фото автора

В январе 2026 года журналу «Знание – сила» исполняется 100 лет. Периодическое издание – процесс, требующий непрерывных усилий. Их результатом становится каждый очередной номер журнала. Каждый год отмечен вышедшими номерами, хранящими в себе срез своего времени. Все вместе, хранящиеся в подшивках журналы отражают ход истории, ее ключевые моменты. В любом большом начинании, которое длится многие годы и в котором занято много людей, есть, как правило, те, кто оставил особый след. Причиной тому их талант, а может, стечение обстоятельств. Но даже если последнее, они достойны того, чтобы сказать о них доброе слово.

В сентябре 1925 года Секретариат ЦК РЛКСМ принял решение о создании научно-популярного журнала для подростков. Идея создания такого журнала возникла не на пустом месте – к середине 1920-х годов стало ясно, что стране для восстановления промышленности, разрушенной Первой мировой и Гражданской войнами, катастрофически не хватает специалистов: инженеров, конструкторов, технологов. Многие из прежних покинули страну или погибли в ходе войн. Были и те, кто не хотел сотрудничать с большевистской властью. Желание вырастить поколение новых специалистов, лояльных идее светлого коммунистического будущего, напрашивалось само собой. А для этого следовало заинтересовать техническим творчеством, наукой детей и подростков. Решение Секретариата ЦК РЛКСМ повлекло за собой образование редакции журнала, следом началась спешная работа по созданию самого журнала: облик издания, объем, основные рубрики, авторы, темы статей и т.д. И уже в январе следующего, 1926 года вышел первый номер журнала «Знание – сила». В подзаголовке значилось: «Ежемесячный научно-популярный и приключенческий журнал для подростков».

С сентября 1925-го по 1938 год должность ответственных редакторов журнала (так в довоенное время и некоторое время после называли главных редакторов) занимали комсомольские активисты с бурным революционным прошлым, сотрудники издательства «Молодая гвардия», люди молодые, родившиеся в начале ХХ века. Первым был Ефим Добин (1901–1977), уже в апреле 1926 года его сменила Вера Лядова (1900–1993), в конце 1927-го ей на смену пришел Николай Слепнёв (1902–1941). В июне 1928 года Слепнёва сменил Израиль Разин (1905–1938), проработавший до 1931 года (и Слепнёв, и Разин были позже репрессированы и расстреляны, а впоследствии реабилитированы). Позже ответственным редактором стал Генрих Эйхлер (1901–1953; до 16 лет он звался Андреем Егоровым – по матери. Но, увлеченный идеей мировой революции и образами знаменитых немецких революционеров, при вступлении в партию большевиков взял фамилию отца. И стал Генрихом Эйхлером, за что в начале Великой Отечественной войны был сослан в Казахстан).

Все эти годы, вплоть до 1938-го, журнал имел в основном техническую направленность. Для примера, первый номер журнала наполняли статьи, отмеченные как научно-популярные: «Народы СССР», «Радий», «Выполнение ленинского плана», «Изобретение советского машиниста», «В стране льда и ветра». Были практические материалы: «Собирайте даровое удобрение», «Птицы – друзья человека», «Физика на морозе», «Как работать со стеклом». Еще в первом номере было два приключенческих рассказа. А завершающий 1926 год декабрьский номер содержал научно-популярные статьи «Отчего трясется Земля», «Как додумались до термометра», «Что чем движется», «Чудо-лампа». Любопытны темы практических материалов: «Разводите пушных зверей», «Работа фотолюбителя», «Практические мелочи». И всего один рассказ, приключенческий, хотя к этому времени из подзаголовка исчезло слово «приключенческий».

Время от времени появлялись и естественно-научные материалы: так, июльском номере за 1931 год Александр Чижевский, биофизик, основоположник гелиобиологии, опубликовал статью «Наше поведение и погода». А в следующем, августовском номере был опубликован сокращенный вариант выступления знаменитого физика, академика Абрама Иоффе на ленинградском общегородском собрании комсомольского актива электропроизводств и электростанций, имевший, впрочем, технический уклон. А в мартовском номере за 1935 год Николай Урванцев, исследователь Арктики, геолог, первооткрыватель Норильского рудного района, в статье «В Арктике» рассказывает о том, как советская промышленность осваивает Крайний Север, в недрах которого хранятся неисчислимые богатства. Стоит отметить, что подзаголовок журнала, определяющий направленность и основную аудиторию, с 1934 года стал таким: «Ежемесячный популярный научно-технический журнал». Все изменилось в 1938 году, когда Эйхлера сменил Лев Жигарев (1910–1983). С его приходом естественно-научная направленность приобрела равный с технической статус. Не случайно в 1939 году в № 7–8, 9, 10–11 публикуется статья Льва Ландау, будущего академика и нобелевского лауреата, «Теория относительности Альберта Эйнштейна». Одновременно в сдвоенном № 7–8 – статья Абрама Алиханова, одного из основоположников ядерной физики в СССР, в будущем академика, «Взрыв атома». Расширение направленности подтверждает изменение подзаголовка: «Ежемесячный научно-популярный журнал пионеров и школьников». Встречалась информация, что Жигарева назначили ответственным редактором «Знание – силы» специально, чтобы он дополнил техническую направленность журнала естественно-научной. Скорее всего так оно и было: до назначения в «Знание – силу» Жигарев работал в журнале «Техника – молодежи», где отвечал за научно-популярное направление. В самом начале 1938 года его даже назначили заместителем ответственного редактора, но с апреля он уже не упоминается в выходных данных. Можно заметить, что при Жигареве «Техника – молодежи» публиковала достаточно много естественно-научных материалов, но их стало меньше после его ухода. Скорее всего они появлялись там по инициативе Жигарева, и в ЦК ВЛКСМ решили, что такую тематику лучше развивать в «Знание – силе».

С началом Великой Отечественной были закрыты многие периодические издания. Из 335 центральных журналов закрыли 145, а оставшиеся стали выходить реже и гораздо меньшими тиражами. «Знание – сила» оказался среди упомянутых 145 изданий. В 1943-м Лев Жигарев возвращается в редакцию «Техники – молодежи», выход которой не прерывался, и с мая 1944-го становится там заместителем ответственного редактора. Но по окончании Великой Отечественной предпринимает усилия по возобновлению выхода «Знание – силы» и добивается успеха: в 1946 году выпуск журнала возобновляется, правда, под эгидой не ЦК ВЛКСМ, а Главного управления трудовых резервов при Совете министров СССР. И в первом номере в выходных данных значится: «ответственный редактор Л.В. Жигарев». Затем – со второго по 12-й номер – в выходных данных лишь информация о художниках. Очевидно, Главное управление трудовых ресурсов желало поставить во главе журнала своего представителя и не находило его. В мае 1946 года управление преобразовывают в Министерство трудовых резервов, но только к январю 1947-го ответственным редактором «Знание – силы» назначают заместителя министра Афанасия Бордадына. До июня Жигарев значится как член редакции, но с июля 1947-го он – заместитель редактора. То есть весь 1946 год Жигарев фактически был главным редактором «Знание – силы», а позднее в значительной степени определял лицо журнала, поскольку имел богатый опыт в научной журналистике в отличие от Бордадына, специализировавшегося на вопросах организации труда и экономических проблемах.

* * *

Произведения в жанре научной фантастики появились в «Знание – силе» в первых номерах за 1946 год: в № 1 – фантастический рассказ Виктора Сапарина «Ультраглаз», в № 2–3, 4–5, 6 – научно-фантастическая повесть Юрия Долгушина «Тайна невидимки». С этого момента фантастика – рассказы, повести и даже романы (к примеру, в № 8–12 за 1949 год и № 1–4 за 1950-й был опубликован научно-фантастический роман Валентина Иванова «Энергия подвластна нам») – появляется в каждом номере журнала, и это положение сохраняется до середины 1990-х годов. Имена практически всех известных фантастов – среди авторов журнала: Георгий Гуревич, Иван Ефремов, братья Стругацкие и многие другие. То, что в 1950-х и 1960-х годах «Знание – сила» был лидером советской фантастики, – всецело заслуга Льва Жигарева.

Произведения в жанре фантастики, не выходящие по своим сюжетам за рамки жестких идеологических установок при описании коммунистического будущего человечества или обличающие капиталистический строй, были тем не менее выходом за те жесткие рамки, в которых привыкли жить советские граждане: они позволяли рассуждать о том, что было невозможно в обычной прозе или публицистике, – поднимать реальные проблемы, стоящие перед человеком, перед обществом, маскируя их под то, к чему люди в СССР и во всем мире придут через много лет, или под то, что происходит в других мирах. Фактически это было выступление авторов произведений перед широкой аудиторией на актуальные темы. С другой стороны, это был ответ на реальные запросы, остававшиеся без ответа со стороны властей. Вот почему фантастика стремительно завоевала большое число сторонников.

Жигарев работал заместителем главного редактора «Знание – силы» до 1970 года, но еще 13 лет, до своего последнего дня, оставался членом редколлегии журнала. Бордадына сменил Владимир Мезенцев (1913–1987), журналист, писатель-публицист, популяризатор науки. После него редакцию возглавил Игорь Адабашев (1919–1993), журналист, писатель-фантаст. В 1965 году на должность главного редактора пришла Нина Филиппова (1919–2004). Она имела опыт работы заместителем главного редактора издательства «Молодая гвардия», заведующей отделом науки «Литературной газеты», редактором отдела науки и техники Главной редакции пропаганды Гостелерадио. Фронтовичка, умный и решительный человек, Филиппова, пожалуй, более других руководителей оставила след в судьбе журнала. Тот его облик, в котором он стал знаменит и неповторим, начал складываться сразу с приходом Нины Сергеевны. С ней в редакции появились новые люди – молодые, смелые, нацеленные на новое. Они не боялись затрагивать темы, которых избегали другие журналы. Не случайно уже в конце 1960-х, когда «Знание – сила» был еще органом Госкомитета по профтехобразованию (к этому времени Министерство трудовых ресурсов успело пройти целый ряд преобразований и в 1965 году стало Государственным комитетом Совета министров СССР по профессионально-техническому образованию), и позже, начиная с 1969-го, когда он перешел в ведение Всесоюзного общества «Знание», он стал журналом интеллигентов и вольнодумцев. Гуманитарные науки – история, философия, психология, социология, филология – укоренились в нем на равных правах с естественными и вместе с ними повели непривычный для того времени разговор о человеке и его месте в мире. В 1967 году тираж журнала достиг рекордной цифры – 700 000 экземпляров. Тираж искусственно ограничивали – подписаться на журнал было сложно, на предприятия давали ограниченное число экземпляров, которые сотрудникам приходилось разыгрывать, также практиковалась подписка с нагрузкой, когда необходимо было добавить подписку на непопулярные издания. Число экземпляров, поступавших в киоски «Союзпечати», также ограничивалось.

В интервью, опубликованном в «Знание – силе» в 1995 году, Филиппова сказала: «Без хрущевской оттепели нашего журнала не было бы. Потому что делали его люди оттепели – молодые, не боявшиеся думать, способные.  Мы осознали себя как журнал широкого профиля, главная цель которого – показывать интеллектуальный мир науки во всей его сложности, широте, с нерешенными и решаемыми проблемами, словом, не только то, что наука делает и сделала (об этом мы писали тоже), но и как наука думает». Вне всякого сомнения, Нина Сергеевна сама была человеком оттепели. При этом умела бороться за свои идеалы. Внешний вид «Знание – силы» в 1960–1970-е годы принципиально отличался от всей остальной периодики: над оформлением работали художники-нонконформисты, которых не брали на работу больше никуда, а Филиппова не побоялась взять их. Самым ярким среди них был Юрий Соболев (1928–2002). В 1967–1980 годах он – главный художник журнала «Знание – сила». Благодаря ему в издании появлялись работы известных художников советской поры – Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова, Владимира Янкилевского, Эдуарда Гороховского, Павла Лахтунова и других.

О том, как журнал превратился в орган Всесоюзного общества «Знание», стоит рассказать особо. Линия Филипповой на обновление журнала породила конфликт с руководством Госкомитета по профтехобразованию – иного трудно было ожидать. В 1968-м председатель комитета Булгаков подписал приказ об увольнении Нины Сергеевны, но приказ следовало согласовать с ЦК КПСС, а Филиппова смогла заручиться поддержкой работников отдела пропаганды Александра Яковлева и Наиля Биккенина. В результате журнал перешел в ведение общества «Знание», а Филиппова сохранила свой пост.

Александр Яковлев вмешался в судьбу журнала еще раз в 1979 году, когда началась публикация повести Аркадия и Бориса Стругацких «Жук в муравейнике»: после выхода первой части повести в № 9 из ЦК КПСС последовало распоряжение прекратить публикацию. Нина Сергеевна спросила: как объяснить читателям то, что публикация повести прекращается? Ведь было написано: продолжение следует. Сказали: прекратить без всяких объяснений причин для читателей. Филиппова вновь обратилась за помощью к Яковлеву, и Александр Николаевич настоял на отмене распоряжения. Публикация повести продолжилась в № 10–12 за 1979-й и № 1–3, 5 за 1980 год.

Филиппова проработала в журнале до конца 1989 года. В 1990 году ее сменил Григорий Зеленко (1931–2005), работавший в редакции с 1963 года, а с 1977-го занимавший должность заместителя главного редактора. Именно Зеленко сохранил журнал в тяжелые 1990-е. С 2006 по 2018 год журнал выходил под руководством двух человек – главного редактора Игоря Вирко (1936–2018) и его заместителя Александра Леоновича (р. 1951).


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Культурная ценность суеверий

Культурная ценность суеверий

Алексей Белов

Несколько новых книг о мифологии и фольклоре разных эпох и народов

0
954
Все мы немного Красная Огненная Лошадь

Все мы немного Красная Огненная Лошадь

Сергей Макин

Пламенные кони в традициях, преданиях, пророчествах

0
975
Как искусственный интеллект меняет здравоохранение

Как искусственный интеллект меняет здравоохранение

Ярослав Вилков

Цифровые помощники берут на себя рутину, но не ответственность

0
1189
Луиза Исаева: «Османская каллиграфия органично включается в современный межкультурный диалог»

Луиза Исаева: «Османская каллиграфия органично включается в современный межкультурный диалог»

Ольга Храбрых

0
2453