0
68
Газета Печатная версия

17.12.2025 20:30:00

Все уже написано до нас

О том, что книгой, конечно, можно забивать гвозди, но где взять столько гвоздей

Тэги: проза, юмор, история


проза, юмор, история Что же такое книга? Жаль, что не коробка с шоколадными вафлями!..Иллюстрация создана с помощью нейросети «Шедеврум»

Ученого видно по соплям

Знаменитый чешский просветитель Ян Амос Коменский (1592–1670) в философской повести «Лабиринт света и рай сердца» так описывает господ ученых: «Эти ворота были глубокие, тесные и темные, и их охраняли вооруженные стражники, которым должен был каждый, желавший попасть на улицу ученых, доложиться и попросить себе провожатых. И видел я, что толпы людей, особенно молодых, приступали к ним и принуждаемы были подвергнуться самым строгим испытаниям. В первую же очередь испытывали, каковы кошелек, зад, голова и мозги (судя по соплям) и, наконец, шкура. У кого голова была из чугуна, мозги медные, зад свинцовый, шкура жестяная, а кошель полон золота, того одобряли…» (Ян Амос Коменский. Лабиринт света и рай сердца. – М.: МИК, 2000).

Именно так, господа специалисты. В те далекие и прекрасные времена, поговаривают, сопли считались выделениями мозга. Но ведь у многих до сих пор так! Птицу видно по полету, а настоящего ученого – по соплям. О том всякий знает.

Однако продолжу цитату: «Потом вернулись мы на площадь ученых; гляжу – а там всюду ссоры, свары, стычки между ними. Редкий здесь не схватывался с кем-либо… Чем ученее кто сам себя мнил или остальными был почитаем, тем больше он заводил ссор и раздавал вокруг ударов мечом, рубил, колол, стрелял, так что и смотреть делалось страшно…»

Впрочем, людей высокодуховных, скажем так, Коменский описывает не лучше:

«И пришли мы на площадь позади храма – а там эти совершившие омовение люди в белом, засучив рукава, сверкая глазами и закусив губы, со страшными криками метались туда-сюда и чуть ли не купались в человеческой крови. Я в страхе отшатнулся и спросил: «Что они делают?» Ответили мне: «Спорят о вере». О чем препирались они с превеликой яростью и в конце концов решили завершить диспут теми же средствами, что и с иноверцами на площади: огнем и мечом. И объял меня ужас».

Критикуя одних, Коменский, разумеется, противопоставляет им то, что считает истинным. Кто бы сомневался. Но какова критика! В конце концов описания ада всегда интереснее описаний рая. Первый том «Мертвых душ» прекрасен, а прочим – не бывать.

Все уже написано до нас

Все уже написано до нас. Судите сами. Вот что писал более полувека тому назад Таге Даниэльссон:

«Тремстам тысячам американских граждан вручалась книга и задавался вопрос: что это за штука и для чего она употребляется? Ответы распределились следующим образом.

35% сочли, что это коробка с шоколадными вафлями, и были очень разочарованы, узнав, что ошиблись;

23% пытались этим предметом забивать гвозди;

19% полагали, что это новое средство для похудения;

12% решили, что это какой-то рекламный трюк (если соберешь еще 11 таких же, получишь бесплатно пакет корифлекса);

11% конце концов ответили, что это книга; большинство из них не знало, как она открывается, а оставшиеся 17 человек, которые умели читать, заявили, что книга плохая» (Сказки для детей старше 18 лет. – М.: Молодая гвардия, 1974).

Гвозди, признаться, книгой забивать можно. Вот только непонятно, зачем? Да и гвоздей-то где столько взять?..

На последнем дыхании

Любой, даже малопьющий человек знает, что лучший собутыльник – он сам. И собеседник, разумеется, тоже. Зачем пить в компаниях, где все глупее тебя? Куда лучше посидеть, поговорить и выпить на равных, с самим собою.

В повести Ньёрдюра П. Ньярдвика «Министерство деторождения» (опубликована в книжке «Сказки для детей старше 18 лет» (М.: Молодая гвардия, 1974) есть поучительный эпизод:

«Стефаун и Магнус сидят молча за столом у окна и слышат, как в глубине зала пьяный из последних сил пробует говорить сам с собой. Но, видимо, слушатель не слишком внимателен, а оратор еле ворочает языком. И беседы не получается. Правда, иногда пьяному голосу удается гордо возвыситься, но тут же силы оставляют его, и он опускается до нечленораздельного бормотания».

Как верно, как глубоко подмечено: из последних сил. Но силы оставляют его.

На последнем дыхании.

Наши силы небезграничны.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Культурная ценность суеверий

Культурная ценность суеверий

Алексей Белов

Несколько новых книг о мифологии и фольклоре разных эпох и народов

0
955
Все мы немного Красная Огненная Лошадь

Все мы немного Красная Огненная Лошадь

Сергей Макин

Пламенные кони в традициях, преданиях, пророчествах

0
976
Луиза Исаева: «Османская каллиграфия органично включается в современный межкультурный диалог»

Луиза Исаева: «Османская каллиграфия органично включается в современный межкультурный диалог»

Ольга Храбрых

0
2453
В предвкушении лайков

В предвкушении лайков

Кирилл Плетнер

Рукопашная Толстой vs Достоевский

0
1101