0
3048
Газета НГ-Политика Интернет-версия

16.12.2014 00:01:00

Калининградская геополитика уговорам не поддается

Тэги: калининград, геополитика, эксклав, прибалтика, цуканов, путин


калининград, геополитика, эксклав, прибалтика, цуканов, путин Региональные власти обещают, что строительство объектов мундиаля-2018 принесет максимум выгоды Калининграду. Изображение с сайта www.kgd2018.ru

Для российской Прибалтики основным вопросом, уже почти четверть века определяющим не только ее социально-экономическое развитие, но и жизнь буквально каждого обывателя, стало геополитическое положение. Эксклав, не имеющий сухопутной связи с остальной частью страны, на всем протяжении своей постсоветской истории находится в поисках способа нейтрализовать негативные последствия данного факта. Свободная экономическая зона, которую федеральный Центр за первые пять лет ее существования дважды закрывал, «балтийским Сингапуром» не стала. Ее преемница – особая экономическая зона, специализировавшаяся на крупноузловой сборке из импортных комплектующих, изначально вызывала сомнения по поводу своей эффективности не только у Москвы, но и у местных политиков и бизнесменов.

На этом фоне регулярно появлялись интересные инициативы, обещавшие одним махом разрешить если не все проблемы области, то уж какую-нибудь из особо острых точно. В 2002 году замполпреда президента в СЗФО Андрей Степанов, курировавший регион, предложил замкнуть всю местную экономику на обслуживание нужд Балтийского флота и Калининградского оборонительного района. Спецпредставитель президента РФ по Калининградской области Дмитрий Рогозин в начале нулевых даже рискнул отправиться железной дорогой из Москвы в Калининград, дабы лично ощутить всю «прелесть» шести визитов досмотровых групп погранично-таможенного контроля за сутки поездки «из России в Россию». После чего появились обещания ускорить движение поездов на маршруте, быстро затихшие без всякого результата. В 2006 году с помпой была открыта паромная переправа Балтийск–Усть-Луга, которую представляли в качестве альтернативы сухопутному транзиту через Литву, постоянно ужесточавшую условия перевозки грузов и пассажиров.

Попытки указать на то, что путешествия на пароме обходятся вдвое дороже, чем на поезде, и длятся вдвое дольше, а в течение полугода переправа вообще не действует, никакого отклика не нашли. В итоге явочным порядком пассажиры пересели на самолеты, которые ныне перевозят вдвое больше калининградцев и гостей региона, чем железная дорога.

Как большой инициатор прожектов крупного масштаба запомнился жителям ее четвертый губернатор Георгий Боос. В итоге три года жители региона находились под впечатлением планов создания «янтарного Лас-Вегаса» с примыкающей к нему курортной зоной «балтийский Лазурный берег» на заповедной Куршской косе. Московский варяг также собирался построить в области металлургический комбинат, завод по производству дирижаблей и увеличить население втрое за счет переселения соотечественников не только из стран Балтии, но и из Германии и Израиля. Но активная деятельность по «оптимизации» местной медицины и образования, а также игнорирование проблем «неправильной» калининградской экономики, построенной на таможенных льготах, развеяли первоначальное очарование грандиозными планами. Что наглядно продемонстрировали массовые митинги протеста зимы 2009/10 года.

Основной заботой пятого губернатора Николая Цуканова стал поиск решения «проблемы-2016» – отмена вышеупомянутых таможенных преференций с 1 апреля 2016 года грозила оставить без работы десятую часть трудоспособного населения. Первоначально надежды возлагались на отдельный федеральный закон о регионе. После того как из Москвы разъяснили, что принимать такой нормативный акт «нецелесообразно», шансы избежать коллапса в одном отдельно взятом субъекте Федерации стали связывать с госпрограммой социально-экономического развития до 2020 года и подготовкой к чемпионату мира по футболу 2018 года. Но первую урезали почти в 10 раз, а строительство стадионов, гостиниц и мостов выглядит разовыми акциями, оставляющими открытым вопрос о судьбах местной экономики.

Теперь ее призван спасти механизм компенсаций, обещанный президентом Владимиром Путиным в своем Послании Федеральному собранию. Но наученные горьким опытом калининградцы не спешат разделить дежурный восторг местных властей по этому поводу.

Калининград


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цены новостроек отстают от общей инфляции

Цены новостроек отстают от общей инфляции

Ольга Соловьева

Жилье стало менее доступным для россиян

0
453
От борьбы с иноагентами никто не уйдет

От борьбы с иноагентами никто не уйдет

Иван Родин

С 1 сентября и граждан, и организации будут наказывать за воспрепятствование Минюсту

0
556
Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

0
171
Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Иван Родин

Михалков призвал к единению всех властей с президентом и народом

0
604

Другие новости