0
1694
Газета Интернет-версия

07.11.2007 00:00:00

Post Scriptum

Тэги: cуфизм, ислам


КОГДА ВЛАСТЬ ПОДДЕРЖИВАЕТ ПОЭТОВ И МИСТИКОВ

В Центральной Азии широко распространено мистическое направление ислама - cуфизм (дословно «суф» – шерсть, так как суфии в древности предпочитали грубые шерстяные накидки). Суфии пытаются достичь познания Бога с помощью персонального опыта и медитации, во многом очень схожими с теми, что используют буддисты и йоги.

Наибольшей популярностью здесь пользуются два направления (тариката) суфизма – Накшбандия и Кадария. Накшбандию основал в XIV веке в Бухаре местный жестянщик Бахауддин Накшбанди. Потом его последователи появились во всем исламском мире. В XIX веке сопротивление русским войскам на Кавказе оказывали в первую очередь члены этого братства. К этому же тарикату принадлежали и большинство среднеазиатских басмачей.

Однако советской власти удалось сломить воинственность накшбандийцев и склонить их к лояльности Москве. К этому времени новым отрядом сопротивления «колонизаторам» стали кадарийцы. Интересно, что начиная с 60-х годов прошлого столетия на руководящие посты в советских и партийных учреждениях Чечено-Ингушетии назначали только выходцев из тариката Накшбандия. Когда в 1994 году Москва ввела в Чечню войска, сопротивление им возглавили члены тариката Кадария. Так, например, неоднократно показываемый по российским телеканалам воинственный танец чеченских боевиков – зикр (ритуал) кадарийцев.

Власти центральноазиатских республик поощряют суфизм. Так, если в советское время в мавзолее Бахауддина Накшбанди коммунисты разместили склад минеральных удобрений, то в 1991-м узбекские власти отстроили здесь роскошный мемориальный комплекс, куда совершают паломничество тысячи верующих. Более того, центральная улица Бухары, носившая в советское время имя Ленина, переименована в честь Накшбанди.

«В советское время членство в суфийском ордене представляло большую опасность, чем обычное исповедание ислама. Таких людей хватали сразу, – рассказывает имам мечети при мавзолее Накшбанди Бабоджон Рахмонов. – Но сейчас у нас нет никаких проблем с властями. Более того, мы вместе с государственными чиновниками объясняем людям опасность таких организаций, как Хизб ут-Тахрир».

Учителя в бухарском медресе Мир-Араб (крупнейшем религиозном заведении в Центральной Азии) заверили корреспондента «НГР» в том, что полностью разделяют религиозную политику властей. «Суфизм – это один из путей постижения Бога. Несколько лет назад мы начали преподавать суфизм как самостоятельный предмет», – объясняет мне преподаватель медресе Абдухали хаджи Ниязов. В частных беседах с корреспондентом студенты медресе признавались, что если их заподозрят в симпатиях к Хизб ут-Тахрир, то они будут уволены сразу же, однако приверженцы суфизма могут в открытую исповедовать и проповедовать свои взгляды.

Более того, Ташкент пытается наладить контакты с зарубежными суфиями. Так, например, президент Ислам Каримов лично пригласил в Узбекистан лидеров Высшего Исламского совета Америки – организации, объединяющей суфиев из США. Хотя в действительности это объединение достаточно малочисленно (около 10 тыс. членов), узбекская пропаганда объявила его крупнейшей мусульманской организацией США.

Узбекистанского лидера тариката Накшбандия шейха Ибрагима в Ферганской долине знает каждый. Свой дом в окрестностях Коканда он превратил в кануку (некое подобие монастыря. – «НГР»), куда стекаются паломники со всего света. «Одному москвичу приснился сон, что он должен поехать в Коканд и найти там шейха Ибрагима. Самое интересное, что до этого он ничего не знал о шейхе и даже не подозревал о существовании нашего города. Он прожил у учителя полгода и стал правоверным мусульманином», – рассказывает мне таксист по дороге к дому лидера суфиев. Во дворе дома Ибрагима стоят суровые бородатые мужчины в чалмах. Объясняют: прежде чем попасть на встречу к шейху, я должен совершить омовение и выучить наизусть хотя бы одну суру из Корана – таково условие учителя.

Лишь поздно вечером шейх удостаивает меня аудиенции, сидя на полу в окружении учеников. «У меня три тысячи мюридов (учеников), готовых беспрекословно выполнять мою волю», – хвастается он. Воля эта пока совпадает с пожеланиями Ислама Каримова. «Мы – поэты и мистики, и нас совершенно не интересуют политические вопросы. Тот, кто интересуется политикой, – уже не суфий. Государство понимает, что мы не представляем для него опасности, и не трогает нас», – рассказывает шейх.

Лояльность властей к суфизму вполне объяснима. Для светского государства в первую очередь опасен исламский фундаментализм, последователи которого призывают очистить религию от местных обычаев, вернуться к исламу времен Пророка Мухаммада. «Суфизм, по крайней мере в том виде, в каком он распространен в Центральной Азии, действительно переплетен с языческими ритуалами. Власти воспользовались нашими разногласиями с суфиями и сумели натравить нас друг на друга», – говорит мне лидер узбекских ваххабитов Обидхон Назаров.

Однако благосклонность властей центральноазиатских республик к исламским мистикам заканчивается, когда суфии становятся их реальными конкурентами. Так, тысячи людей стекаются на пятничную проповедь в кишлак вблизи Душанбе, где проповедует суфий ордена Кадария Акбар Тураджонзода, в недавнем прошлом – лидер таджикской оппозиции. На его проповедь приезжают верующие даже из соседнего Узбекистана. В контролируемой властями центральной мечети Душанбе собирается значительно меньше верующих, чем в культовом здании скромного кишлака.

Тураджонзода практически не подконтролен правительству, и поэтому его популярность не может не раздражать местные власти. Его книги и видеокассеты запрещены к продаже. Акбар Тураджонзода написал брошюру, где обосновывает право женщин ходить в мечеть, а запрет на посещение ими культовых мест считает предрассудком ханафитского мазхаба. Такая теория вызвала ярость как у правительства, так и у официального духовенства. Близ мечети суфиев были выставлены блокпосты милиции, не допускавшие мусульманок на молитву.

Пока «поэты» не вмешиваются в политику, сильные мира сего считают для себя даже престижным поддерживать этих богобоязненных людей. Но, как только «мистики» демонстрируют свою независимость, власти предержащие тотчас же принимают жесткие меры.

Игорь Ротарь


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Константин Ремчуков. Си заявил, что Китай и США должны быть партнерами, а не соперниками, должны помогать друг другу

Константин Ремчуков. Си заявил, что Китай и США должны быть партнерами, а не соперниками, должны помогать друг другу

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 01.05.24

0
832
Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Ярослав Вилков

0
3137
Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
4331
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
6263

Другие новости