Юристам приходится изучать разные кодексы или концентрироваться на конкретных отраслях права. Фото PhotoXPress.ru
Федеральная палата адвокатов (ФПА) РФ проводит опрос о необходимости ввести среди членов корпорации официальную специализацию. Его результаты могут стать основой для предложений о законодательных изменениях. Как выяснила «НГ», сегодня каждый юрист может себя рекламировать «специалистом» в любой отрасли права без каких-либо подтверждений. Формальное признание компетенции и опыта в определенном направлении упростит гражданам выбор адвокатов. Особенно если будет введена их монополия на представительство в судах.
Участникам опроса, который продлится до 7 декабря, предложено высказать мнение о целесообразности специализации, обсудить механизмы ее подтверждения, формат квалификационного экзамена и допустимое число компетенций для одного адвоката. Не исключено, что по итогам опроса со стороны, например, ФПА последуют и законодательные инициативы.
Если такое произойдет, то можно будет предположить, что реформы в сфере юридической помощи и судебного представительства, видимо, пройдут в два этапа. Сначала будет введена адвокатская монополия в судах, что правительство РФ обещает сделать в ближайшее время. А потом, когда на рынке юруслуг останутся только профессионалы, этот рынок их и разделит по специализациям, конечно, не без содействия со стороны самой корпорации.
Как выяснила «НГ», и отдельные адвокаты, и некоторые адвокатские образования уже сужают спектр деятельности, концентрируясь на определенных правовых направлениях. Специализация, настаивают в том числе и в ФПА, повысит шанс на успехи в судебных разбирательствах и оптимизирует затраты. Президент ФПА Светлана Володина напомнила «НГ», что специализация в адвокатуре уже существует де-факто. Однако на ближайшее время намечен круглый стол с коллегами из стран СНГ, где адвокатская специализация внедрена. Ключевым вопросом для обсуждения, полагает она, станут механизмы подтверждения и утверждения компетенции в том или ином правовом направлении.
Плюсы для граждан от специализации адвокатов, конечно, выглядят очевидными: реклама юруслуг станет более достоверной, а число недобросовестных «экспертов» на рынке будет сокращаться. Для самих же адвокатов кроме плюсов возникнут и сложности. Например, в небольших городах узкие специалисты могут оказаться невостребованными из-за невысокого спроса и низкой платежеспособности населения.
Как пояснила «НГ» автор проходящего сейчас исследования Галина Бычковская, нормативное закрепление специализации деятельности позволит адвокатам, желающим заявить о своей компетенции в какой-то сфере, делать это на законных основаниях. «Центральный вопрос здесь – как адвокат может получить квалификацию узкопрофильного специалиста», – подтвердила она. Видимо, потребуются определенные законодательные изменения, связанные, к примеру, с введением специализированного экзамена. Бычковская сообщила, что, видимо, будет требование к претендентам о не менее чем пятилетнем стаже адвокатской практики и обучении по выбранной специализации. И тогда «по итогам успешно пройденных испытаний и процедур адвокат получит не только сертификат, но и возможность заявлять о специализации в публичном поле, в том числе при развитии личного бренда».
Более того, подчеркнула она, введение специализации связано с тем, что та стала неотъемлемым элементом повышения качества юрпомощи – особенно в условиях постоянного усложнения законодательства, растущего объема правовых услуг. И, конечно, возможного принятия закона о судебном представительстве. Как заметила Бычковская, опыт зарубежных стран, скажем, США и Германии, подтверждает высокую эффективность института специализации при наличии нормативной базы, системы сертификации и профессионального самоконтроля внутри корпорации.
Председатель московской городской коллегии адвокатов «Власова и партнеры» Ольга Власова подтвердила «НГ» актуальность вопроса о введении специализации адвокатов. Сейчас, по ее словам, существует много возможностей для своего продвижения и рекламы, в том числе и адвокатской деятельности, но никаких ограничений на это нет. И далеко не все сохраняют добросовестность. Между тем фактически любой адвокат может разместить информацию, что он суперспециалист по тому или иному правовому вопросу. Власова подчеркнула, что такая ситуация недопустима, «особенно, безусловно, тогда, когда речь идет о молодых адвокатах». Поэтому она согласна с необходимостью вводить специализацию, но полагает, что лучше бы корпоративными решениями. «Чтобы адвокатская палата приняла локальные акты о том, как после определенного стажа работы по адвокатской деятельности можно будет подтвердить ту или иную специализацию. Это должен быть стаж не менее, думаю, 10 лет. А также определенное количество дел и подтвержденных судебных актов, положительная практика. Ну и, возможно, соответствующие статьи научные либо наличие кандидатской, докторской степени по соответствующей специализации», – считает Власова.
Председатель коллегии адвокатов Москвы «Минушкина и партнеры» Анна Минушкина напомнила, что наличие определенной специализации помогает адвокату быть «замеченным» доверителями, а со своей стороны – оказывать им качественную юрпомощь. Например, рассказала она «НГ», адвокаты из ее коллегии более 10 лет занимаются проблемами применения миграционного права и привлечения предпринимателей к административной ответственности. Минушкина настаивает: углубление в определенную сферу заметно сказывается на результатах работы адвоката, а у него также появляется возможность с помощью добытых знаний предлагать пути совершенствования и законодательства, и правоприменительной практики.
Член Адвокатской палаты Брянской области Екатерина Ухарева подтвердила «НГ», что в связи с обсуждением предстоящей реформы судебного представительства активно обсуждается и введение специализации для адвокатов. Действующее законодательство ее обязательность не устанавливает, но и не исключает возможности профессиональной деятельности в конкретной отрасли или подотрасли. В то же время, подчеркнула Ухарева, специализация не должна лишать адвокатов права на деятельность по нескольким отраслям права. Так что для подтверждения компетенции в той или иной отрасли, по ее мнению, достаточным будет систематическое повышение квалификации. «На сегодняшний момент и ФПА, и региональными палатами для адвокатов созданы все условия, что позволяет им не только актуализировать имеющиеся знания, но и получать новые», – пояснила она. И напомнила, что в ряде других стран специализация адвокатов существует. Например, в Германии адвокат не может специализироваться сразу более чем в трех отраслях. Но разделение есть не только по ним, но и по категории доверителей. Скажем, в США – по физическим и юридическим лицам.
Как сказала «НГ» адвокат адвокатской палаты Москвы Елизавета Селезнева, специализация приносит немало плюсов: такие адвокаты имеют глубокое понимание конкретной области права, что позволяет им лучше разбираться в сложных ситуациях и предлагать эффективные решения своим доверителям, а это «повышает качество юрпомощи и доверие у подзащитных и доверителей». Также специализация экономит время как самого специалиста, так и его клиента, что в свою очередь снижает и финансовые затраты. Узкая специализация – это вообще сильный козырь в борьбе за клиента: «Доверитель сразу видит, что перед ним не «универсал», а эксперт, который всерьез погружен в свою сферу. Это повышает шансы адвоката выделиться на фоне конкурентов». Но у любой медали есть и обратная сторона, напомнила Селезнева. «Сосредоточившись на одной области, адвокат рискует упустить возможности для разностороннего профессионального роста. Поэтому некоторые юристы и предпочитают оставаться широкими специалистами, способными решать разнообразные правовые задачи. Чем глубже адвокат погружается в свою нишу, тем сложнее ему становится оперативно реагировать на изменения в законодательстве, а тем более – на новые тренды юридической сферы», – заметила она.

