0
6798
Газета Интернет-версия

21.01.2015 00:01:00

Charlie Hebdo разделил цивилизации

Тэги: протесты, ислам, карикатуры, франция, charlie hebdo


протесты, ислам, карикатуры, франция, charlie hebdo В Алжире столкновения манифестантов с полицией произошли не из-за сочувствия власти к западным ценностям, а из-за запрета на митинги в этой стране. Фото Reuters

Террористические атаки января всколыхнули – хотя и по-разному – общественное мнение ЕС и США, с одной стороны, и мусульманского мира – с другой. На повестке дня вновь оказались как вопросы большой политики, так и, не в последнюю очередь, ценностные расхождения между Востоком и Западом. Первая реакция европейцев и американцев в отношении мусульманских радикалов была резкой, но с течением времени она становилась все мягче. Становилось ясно: политика ЕС и США в отношении мусульманского мира не изменится, и это тоже вопрос ценностей.

Спустя две недели после терактов в Париже можно проследить, как смягчается риторика западных лидеров. 10 января премьер-министр Франции Мануэль Вальс заявил, что его страна «находится в состоянии войны с терроризмом и радикальным исламом», но 13 января уточнил, что Париж «не сражается ни с исламом, ни с мусульманами». Президент Франсуа Олланд 15 января объяснил, что имеется в виду под «радикальным исламом»: это сила, «главными жертвами которой становятся сами мусульмане».

12 января Стив Филд, пресс-секретарь премьера Великобритании Джорджа Кэмерона, согласился, что отрицание связи терактов в Париже с мусульманством «неверно» и «свидетельствует о лени». Однако выступая лично, глава кабинета опроверг, что между Западом и радикальным исламом вообще идет «война». Тем временем Барак Обама провел пресс-конференцию, посвященную терроризму, не упомянув слово «ислам». Выходит, что борьба с религиозным экстремизмом не получила нового импульса.

Интерпретация произошедших событий не как проявления нетерпимости на религиозной почве, а как покушения расплывчато понимаемого врага на принцип свободы слова позволила элитам Франции сдержать активность крайне правых. Лидера «Национального фронта» Марин Ле Пен и ее единомышленников на общегражданскую манифестацию в Париже не пригласили. Марш в столице Франции стал беспрецедентной по размаху акцией сторонников существующего положения вещей, выступивших как против исламского экстремизма, так и против идеологии националистов.

После завершения шествия тиражом 7 млн экземпляров был отпечатан следующий номер Charlie Hebdo, содержащий карикатуры на пророка Мухаммеда, что вызвало ярость в странах мусульманского мира. Олланд выступил в защиту карикатуристов, заявив о необходимости защиты свободы слова. Одновременно за двусмысленную шутку о терактах был задержан комик Дьёдоннэ. Вальс назвал юмориста «проповедником ненависти» и призвал «не путать свободу слова» с тем, что к ней не относится. Совпадение марша памяти карикатуристов и ареста Дьёдоннэ, произошедшее случайно, оказалось в то же время и символическим: границы свободы слова были обозначены.

Публикация новых карикатур на пророка Мухаммеда отозвалась новыми волнениями на мусульманском Востоке, где границы допустимого понимают гораздо жестче, чем в Европе. Демонстрации в Северной Африке и на Ближнем Востоке напомнили протесты против съемок фильма «Невинность мусульман», состоявшиеся осенью 2012 года. Массовые манифестации прошли в Мали, Нигерии, Сенегале, Мавритании, и только в некоторых из этих стран выражение гражданского возмущения носили мирный характер: в большинстве случаев манифестации завершились столкновениями с полицией и убийствами.

В Нигере возмущенные мусульмане сорвали злость на местном христианском населении, главным образом не имеющем никакого отношения к Франции. Больше всего пострадали протестантские храмы, по последним данным, жертвами волнений стали не менее 20 их прихожан.

В Пакистане в ходе протестов пострадали пятеро, среди них фотограф французского новостного агентства. Полиции пришлось применить оружие против манифестантов, которые в ответ стали стрелять по правохранителям сами. Протестующие требовали, чтобы Исламабад разорвал отношения с Парижем.

Массовые акции протеста состоялись в Алжире: в стране, откуда родом братья Куаши, расправившиеся с карикатуристами, тысячи человек вышли на улицы с плакатами «Я Мухаммед» и даже «Я Куаши». В североафриканском государстве действует запрет на проведение демонстраций, по причине чего манифестации завершились столкновениями с полицией.

Политические элиты мусульманских стран не сочли себя связанными политкорректностью в отношении убитых журналистов. Парламент Пакистана осудил публикацию карикатур. Точно так же поступили власти Ирана. Президент Афганиста Ашраф Гани назвал сатирическое изображение пророка Мухаммеда «безответственным актом». Турецкий премьер Ахмат Давутоглу обвинил в произошедшем Израиль: радикализация исламского мира, по словам политика, вызвана «провокациями» еврейского государства, в частности бомбардировками им сектора Газа.

Под давлением общественного мнения своих стран у властей предержащих мусульманского мира не нашлось слов солидарности для убитых карикатуристов, не отыскалось также и политического ресурса призвать своих сограждан к терпимости.

У элит Запада, со своей стороны, нет готовности пересмотреть свою ближневосточную политику, в рамках которой использование фактора нестабильности – исламистов – выступает в роли долгосрочного козыря. Ситуация остается прежней, и на восточном фронте Запада без перемен.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ремонт региональных дорог поддержат из федерального бюджета

Ремонт региональных дорог поддержат из федерального бюджета

Ольга Соловьева

Субъектам РФ обещают списать долги на 28 миллиардов рублей

0
689
США подвергли наказанию и правительство, и повстанцев в Мьянме

США подвергли наказанию и правительство, и повстанцев в Мьянме

Владимир Скосырев

АСЕАН оказалась не в состоянии помочь стране решить внутренние проблемы

0
620
В Америке разбираются в причинах рекордного шатдауна

В Америке разбираются в причинах рекордного шатдауна

Геннадий Петров

Трампу испортили радость от победы над демократами напоминанием о сексуальном скандале

0
711
Иран зажат между дефицитом воды и внешними противниками

Иран зажат между дефицитом воды и внешними противниками

Игорь Субботин

МАГАТЭ утратило преемственность данных о состоянии атомной промышленности Исламской Республики

0
908

Другие новости