1
5260
Газета Печатная версия

18.05.2016 00:01:00

Антизападничество побеждает русский мир

Из союзников «московское» православие оставило себе только исламский Восток

Роман Лункин

Об авторе: Роман Николаевич Лункин – руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН.

Тэги: патриарх кирилл, нальчик, ислам, православие, антизападничество, русский мир, тихон шевкунов, крымнаш, крым, севастополь


Накануне парламентской и президентской выборных кампаний политическая позиция Московского патриархата требует постоянного уточнения. Руководство страны и значительная часть общественности ожидают от Церкви не только лояльности по отношению к власти, что уже подразумевается по умолчанию, но и активной поддержки внешнеполитического курса России и патриотической эйфории внутри страны. Время, прошедшее после 2014 года, с начала российско-украинского кризиса, показало, что у РПЦ есть свои интересы, которыми она не готова жертвовать в угоду светской власти. Однако это не значит, что ее иерархи отказались от старых идеологем, которые были взяты Церковью на вооружение еще в советский период и активно воспроизводились будущим патриархом митрополитом Кириллом в 1990-е годы.

В условиях политической турбулентности Церкви легче всего поддерживать свой авторитет и проявлять лояльность по отношению к линии государства через изоляционистскую антизападную риторику. Это ярче всего проявилось во время выступления патриарха Кирилла 15 мая с.г. в Нальчике после освящения собора святой Марии Магдалины. Происходящее в Западной Европе глава РПЦ назвал «катастрофой», подчеркнув, что «греховные законы» оправдывают в «богатом американо-европейском обществе». Патриарх со свойственными ему риторическими приемами противопоставил единство ислама и православия в России тем радикальным группам, которые разрушают божественный закон на Западе. Фактически рядом для патриарха стоят «исламисты», искажающие традиционный ислам, и секуляристы и либеральные христиане, которые «забывают о своих корнях» и якобы «переосмысляют основы нравственности». Безусловно, самым спорным моментом проповеди патриарха стало утверждение о том, что у ислама и христианства «по воле Божией… общие нравственные ценности, которые восходят к Десяти заповедям, которые Бог дал Моисею на Синайской горе. Вся этика наших народов, законодательство, которое на ее основе сформировалось, восходят к этим божественным заповедям». Довольно значительная часть православных верующих и протестантов в России совсем не считают бога мусульман библейским Богом, а ислам – мирной религией Десяти заповедей. Убитый в 2009 году одним из исламских радикалов священник Даниил Сысоев с главой РПЦ не согласился бы (хотя случай Кабардино-Балкарии, где выступал глава РПЦ, особый – там адыгская этика, а не сам по себе ислам, близка к христианству).

Интегрируя ислам в российскую православную культуру, патриарх Кирилл выступает как представитель имперской, а не чисто национальной Церкви. Для предстоятеля РПЦ, как и для президента Владимира Путина, важна не единая вера, а единство всех народов от Калининграда до Владивостока. Идею сохранения общего уникального пространства патриарх и глава государства отстаивают вместе. Как отметил патриарх, «Россия стала великим государством от Балтийского моря до Тихого океана только потому, что она сумела объединить народы, которые вошли в ее состав. А в каком случае это возможно? Только в одном  – если в многонациональном государстве нет людей первого и второго сорта по национальному признаку, если все люди  – первого сорта, если перед человеком любой национальности открываются возможности карьеры, бизнеса, активного участия в жизни своего народа и всей страны».

Проповедь патриарха стала хорошей подготовкой к встрече с Владимиром Путиным, с которым глава РПЦ общался в тот же день в Сочи. Детали встречи не сообщались. Однако гласно или негласно патриарх и президент согласуют размен позиций. Церковь безоговорочно поддержала все действия российского руководства на Ближнем Востоке, сирийскую операцию. 6 мая с.г. патриарх Кирилл прямо назвал борьбу с терроризмом «священной войной», что накануне Дня Победы прозвучало особенно сильно. Таким образом, патриарх совсем не против, чтобы эта война, в том числе в том виде, в каком она подается на федеральных телеканалах, стала для России «крестовым походом».

Повестка дня Совета по взаимодействию с религиозными объединениями, который провел 12 мая глава администрации президента РФ Сергей Иванов, подтвердила, что РПЦ стала важным игроком на внешнеполитическом поле. Это первый совет, который не рассматривал внутрироссийские вопросы, а уделил внимание защите христиан на Ближнем Востоке и во всем мире. Взамен РПЦ подняла вопрос о возможной дискриминации в отношении Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП), которую могут признать «иностранной организацией» в Украине, управляемой из «страны-агрессора» (а украинские приходы по-прежнему составляют около трети всех приходов РПЦ). Со стороны МИД РФ и политического руководства страны Московский патриархат получил поддержку – российские власти также теперь делают заявления о притеснениях УПЦ МП и, возможно, оказывают давление на Киев по своим каналам.

Акцент на антизападной риторике в выступлениях иерархов РПЦ также призван компенсировать невозможность прямого участия руководства Церкви в оценке украинских событий. Патриарх Кирилл ни разу не осудил новые власти в Киеве с 2014 года и не признал официально, что «Крым наш». Благодаря этому УПЦ МП до сих пор находится в составе Московского патриархата, а в Крыму складывается церковное двоевластие. Формально все три епархии Крыма по-прежнему входят в УПЦ МП. Однако негласным куратором Крыма стал епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), самый яркий антизападник, автор фильма «Гибель империи». 12 мая впервые епископ из Москвы (то есть сам Шевкунов) заявил в Севастополе, что произошло воссоединение Крыма с Россией, а существование без России было абсурдом.

На фоне санкций борьба с западным влиянием, противопоставление суверенной России Европе и США еще долго будут популярны. Во внутренней политике антизападничество и российская самобытность стали снова, как в 1990-е годы, главной ценностью РПЦ. О более широком русском мире не осталось даже воспоминаний. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Даже льготная ипотека оказалась не по карману гражданам

Даже льготная ипотека оказалась не по карману гражданам

Ольга Соловьева

Около 80% жителей страны не имеют финансовых возможностей для покупки жилья

0
336
Новая Конституция уже есть, нового курса развития – еще нет

Новая Конституция уже есть, нового курса развития – еще нет

Сергей Коновалов

Как решить институциональные проблемы российской экономики

0
290
Патриотизм не рождается из абстрактной национальной идеи

Патриотизм не рождается из абстрактной национальной идеи

В чем конкретно должна заключаться объявленная государством приоритетность поддержки семьи и детей

0
192
Рюмочная для губернатора

Рюмочная для губернатора

Алкей

Повесть о том, что шаурма без капусты – это как выборы без протестов

0
163

Другие новости

Загрузка...