0
21683
Газета Печатная версия

05.09.2023 16:50:00

Московский патриархат обходит страны Балтии с тыла

Синод в Петербурге занимался злободневными вопросами русского северо-запада

Тэги: рпц, синод, патриарх кирилл, калининград, латвийская православная церковь, литва, константинопольский патриархат


рпц, синод, патриарх кирилл, калининград, латвийская православная церковь, литва, константинопольский патриархат Иерархам РПЦ приходится реагировать на центробежное движение митрополий в независимых и не всегда дружественных государствах. Фото с сайта www.patriarchia.ru

Наиболее заметным итогом состоявшегося 24 августа Священного синода РПЦ стало осуждение с отсрочкой наказания Латвийской православной церкви (ЛПЦ). Епископы Московского патриархата собрались в Санкт-Петербурге в историческом здании Святейшего синода, откуда во времена Российской империи вершились церковные дела на огромной территории, которую сейчас сотрясают геополитические бури и разломы. Давеча на брегах отнюдь не пустынных волн Невы разбирали дела Балтийского региона. Сразу после вопроса о непокорстве ЛПЦ Синод обсуждал изменения в управлении Калининградской митрополией.

Сочетание топонимов и исторических анахронизмов в этих дискуссиях производит странное впечатление. Патриарх Московский созывает Синод в здании, где собирались епископы Российской церкви в течение тех двух столетий, когда патриаршество было ликвидировано, а церковью руководил император. Церковное устроение полностью отвечало поместному принципу, когда духовная юрисдикция соответствовала государственной. Сегодня же Синод в бывшей имперской столице пытается разрешить противоречия между границами государств и церковно-административных единиц, создавшиеся после распада Советского государства, которое, с одной стороны, боролось с религией, а с другой – способствовало суперцентрализации церковного управления на фундаменте московского патриаршества.

Советское наследие дает о себе знать и в странных сочетаниях названий кафедр. Синод принял решение продлить непосредственное управление патриархом Кириллом митрополией, носящей имя коммунистического деятеля Михаила Калинина. Но иначе нельзя, ведь историческое имя города, Кёнигсберг, наводит на мысли скорее о лютеранском наследии Восточной Пруссии и антироссийском реваншизме, чем о противлении насильственной секуляризации. Вот и синодалы решили «в пределах Калининградской митрополии имя патриарха Московского и всея Руси возносить за богослужениями по следующей формуле: «О великом господине и отце нашем (имя), митрополите Калининградском, святейшем патриархе Московском и всея Руси». Также учреждено патриаршее наместничество в этой прибалтийской митрополии. Сообщается, что с такой просьбой обратились «низы» верующих во время пребывания главы РПЦ в Калининградской области в начале минувшего июля. Публика не преминула отметить возвращение нынешнему патриарху титула митрополита Калининградского, каковым он обладал до своей интронизации в 2009 году.

Связь Калининграда и Риги в обсуждениях нынешнего Синода обусловлена не только географической общностью. За ней видится и административная цель укрепления РПЦ на тех берегах Балтийского моря, где власть Московского патриарха не подвергается сомнению. И все это происходит на фоне отчуждения церковных кафедр РПЦ в независимых странах региона. Если в Латвии по решению местного священноначалия решено не поминать патриарха Кирилла за богослужением во исполнение воли политических властей, требующих от ЛПЦ отмежеваться от Московского патриархата, то в Калининградской области укрепляется связь с церковным центром в столице России и с главой РПЦ лично.

Рассмотрел Синод 24 августа и собственно латвийский вопрос. Епископы постановили «осудить действия митрополита Рижского и всея Латвии Александра, направленные на разрушение церковного единства». Поводом стали события середины августа. ЛПЦ до недавнего времени руководили трое местных уроженцев, однако все они русского происхождения. Теперь к ним добавился архиерей – латыш по национальности. 13 августа состоялся Синод этой церкви, который принял решение рукоположить нового иерарха без оглядки на Москву. «Принимая во внимание исторические перипетии и сложности бытия святого православия в Латвии, сообразуясь с давними пожеланиями латышского православного населения и необходимостью удовлетворения их духовных потребностей, понимая сегодняшние исторические реалии, для укрепления, сохранения и упрочения святого православия в Латвии и сохранения иерархического преемства святой матери церкви, основываясь на Законе о Латвийской православной церкви, принятом Сеймом Латвийской Республики 13 ноября 2008 года, согласно которому епископом ЛПЦ может быть только гражданин Латвийской Республики, проживший в Латвии не менее 10 последних лет, Синод постановил своим единогласным решением: архимандриту Иоанну (Липшансу), клирику Благовещенского храма города Риги, быть епископом Валмиерским, викарием митрополита Рижского и всея Латвии» – такое объяснение приводится в публикации на официальном сайте ЛПЦ.

Напомним, Сейм в Риге 11 сентября 2022 года проголосовал за то, чтобы объявить ЛПЦ независимой от Московского патриархата, причем с использованием сугубо церковного термина «автокефалия». 20 октября 2022 года Собор ЛПЦ в Риге принял все те поправки в свой устав, которые потребовали от церкви правительство и парламент. «В связи с принятием коренных изменений в Законе о Латвийской православной церкви об автокефальном статусе ЛПЦ и в связи с обращением Кабинета министров Латвийской Республики к святейшему патриарху Кириллу делегаты Собора Латвийской православной церкви подписали обращение к святейшему патриарху Кириллу о каноническом решении статуса ЛПЦ», – говорится в официальном сообщении.

Синод РПЦ понял латвийцев, но не простил. «Согласно Уставу Русской православной церкви, архиереи самоуправляемых церквей, к каковым относится Латвийская православная церковь, избираются Синодами таковых церквей из кандидатов, утвержденных патриархом Московским и всея Руси и Священным синодом (статья 9 главы XII Устава)», – напомнил руководящий орган Московского патриархата на заседании в Петербурге.

Решение Синода повторяет смысл заявления, которое по горячим следам «самочинной» хиротонии нового епископа, а именно 15 августа, выпустило Управление Московской патриархии по делам епархий ближнего зарубежья: «Мы с пониманием относимся к сложным политическим обстоятельствам, в которых сегодня находится Латвийская православная церковь, но это не повод для нарушения церковного единства. Архиерейский собор Русской православной церкви, который состоится во благовремении, должен будет дать каноническую оценку всему, что сегодня происходит в Латвийской православной церкви». Подразделение РПЦ призвало православных верующих в Латвии «неукоснительно хранить единство» и под омофором патриарха Кирилла «продолжать свой жизненный путь, не поддаваясь давлению и соблазнам внешних деструктивных сил».

Затем собрание епископов в Петербурге закрепило половинчатость позиции РПЦ по отношению к латвийцам. Рассмотрение всех спорных вопросов, связанных с ЛПЦ, отложили до неведомо когда организуемого Архиерейского собора. Чтобы такое масштабное мероприятие состоялось, необходима невозможная в настоящее время перемена международной обстановки. С другой стороны, перестроить свою конфигурацию и критерии кворума епископов РПЦ тоже не может все без того же Собора. То есть ситуация подвешена на неопределенное время.

Не исключено, что это выгодно и самой ЛПЦ. Она может спокойно жить своей жизнью, подчиняться политическим властям и при этом не поднимать рискованные канонические вопросы. Церкви живут по своим правилам, и самочинная автокефалия может поставить Латвийскую церковь в нелегитимное положение в «круге доверия» православных юрисдикций. Ведь даже «вопрос о возможности признания хиротонии архимандрита Иоанна (Липшанса) во епископа Валмиерского и о канонической ответственности ее участников» Синод в Петербурге постановил «передать на рассмотрение Архиерейского собора», иными словами, отложил в долгий ящик, а не наказал нового епископа и руководство ЛПЦ решительно и бесповоротно.

Это должно устраивать латвийцев. Ведь над ними всегда нависает опасность, пусть и не такая угрожающая, как в соседней Литве, вступить в вынужденную конкуренцию с сателлитами Константинопольского патриархата. В Вильнюсе Константинополь развил бурную деятельность, а в Риге власти вроде бы не склонны поддерживать маргинальную группу ревнителей Вселенского патриархата. Впрочем, на сайте ЛПЦ на видном месте висит обращение к верующим не путать «каноническое» православие с горсткой рижских «константинопольцев». В то же время официальный ресурс Латвийской церкви никак не отреагировал на постановление Синода в Петербурге, который, кажется, во всех смыслах перестал быть для Риги «правительствующим». Только в Telegram-канале «Голос православия LV» появилась петиция неких верующих Латвии к священнослужителям не «учинять раскол» и поминать патриарха. Отметим, что канал создан совсем недавно, 15 августа, что само по себе выглядит как информационный ответ ревнителей РПЦ.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Вильнюс не хочет, чтобы в Литве возникла "вторая Беларусь"

Вильнюс не хочет, чтобы в Литве возникла "вторая Беларусь"

Дмитрий Тараторин

0
2503
Прокрустова ложа для католических масонов

Прокрустова ложа для католических масонов

Милена Фаустова

Ватикан напоказ отрекается от вольных каменщиков

0
3126
От пожелтевших страниц повеяло воздухом свободы

От пожелтевших страниц повеяло воздухом свободы

Борис Колымагин

«Московский церковные вестник» в поздние советские и первые постсоветские годы

0
1265
Поп Гапон и англосаксы

Поп Гапон и англосаксы

Андрей Мельников

Как христианские социалисты пытались превратить Запад в рай

0
1354

Другие новости