Раскопки проводятся в национальном парке Гиппос (Сусита) недалеко от озера Кинерет.
В последнее время с высоких, как говорится, трибун время от времени звучит мнение, что, мол, государство не должно нести всю ответственность за благополучие пенсионеров. А потому россиянам стоит задуматься, как жить в старости, не отягощая собой общество. За тех, кто так говорит, становится особенно стыдно, когда узнаешь о том, что забота о пожилых появилась еще в совсем юную эпоху человеческой цивилизации.
На днях израильские археологи сообщили об обнаружении в ходе раскопок «старейшего из известных на сегодняшний день домов престарелых». На это предположение ученых натолкнула греческая мозаичная надпись с необычным благословением: «Мир старцам». Раскопки проводятся в национальном парке Гиппос (Сусита) недалеко от озера Кинерет, оно же Тивериадское озеро, оно же библейское Галилейское море.
Как пояснил «НГР» один из руководителей археологической группы из Института археологии Зинмана и кафедры археологии Хайфского университета Михаэль Айзенберг, датируемая концом IV или самое позднее началом V века н.э., мозаика была выполнена на полу при входе в здание, от которого остались только руины. Однако прямое обращение надписи к конкретной возрастной группе в сочетании с другими особенностями сооружения и его городским контекстом предполагает наличие организованной социальной инфраструктуры, призванной обеспечить заботу и достойное отношение к пожилым христианам, считает Айзенберг.
«Скорее всего это было общинное и духовное учреждение, интегрированное в ткань городской жизни и отражающее социальные ценности того периода. Надпись напрямую обращается к конкретной группе, что является редким примером повседневной жизни пожилых людей в древности. Она может представлять собой одно из самых ранних материальных свидетельств на Святой земле, показывающих, как христианская община начала брать на себя ответственность за уход, который ранее осуществлялся исключительно семьями. Это развитие, вероятно, отражает новый христианский образ жизни, выходящий за рамки традиционных семейных институтов, а также наличие организованной социальной инфраструктуры, призванной обеспечить заботу и достойное отношение к пожилым христианам», – заключил исследователь. «Найденная надпись – живое доказательство того, что забота и внимание к пожилым людям – это не просто современная идея, а часть социальных институтов и концепций, существовавшая еще около 1600 лет назад», – добавил он. По утверждению археолога, мозаика была обнаружена недалеко от пересечения двух главных улиц, примерно в 100 м от центральной площади, в одном из близлежащих жилых кварталов.
Айзенберг рассказал «НГР», что Гиппос, или Сусита, – древний город в Восточной Галилее, недалеко от юго-восточного берега Тивериадского озера. Этот типичный эллинистический полис процветал под римским владычеством с конца I века до н.э. до конца II века н.э. В византийский период населенный пункт был христианизирован и стал главным христианским городом в регионе. В 749 году он был полностью разрушен землетрясением, после которого жители покинули город и уже не вернулись.
![]() |
Археологи обнаружили мозаику со словами на греческом языке «Мир старцам». Фото Михаэля Айзенберга |
Считается, что забота о пожилых и немощных распространилась по всему миру именно из Византии. Например, в Древней Руси до принятия христианства заботой о стариках занималась исключительно семья, и лишь после появления монастырей возникла идея о необходимости общественного и государственного регулирования проблемы возрастной немощи. Впрочем, вплоть до XVI века эта система заботы о пожилых не носила сколько-нибудь централизованного характера. В 1551 году Иван Грозный в своих вопросах к Стоглавому собору обличал духовенство за нерадивое управление богадельнями: за взятки туда брали здоровых, а старые и больные оставались без приюта. Царь предложил духовенству и светской власти ужесточить контроль. Постановлением Стоглавого собора впервые в российском законодательстве было постановлено переписать всех немощных и нуждающихся, поместить их в богадельни и содержать на доброхотные пожертвования.
В правление Михаила Романова богадельнями ведал Патриарший приказ, употреблявший на их содержание остатки патриарших и монастырских доходов. А при царе Алексее Михайловиче в 1670 году учрежден Приказ строения богаделен, действовавший до 1678 года. В царствование Петра I был издан ряд указов, согласно которым часть социальной деятельности монастырей переходила к государству. Тогда же были заложены и основы пенсионного обеспечения. При императрице Анне Иоанновне только в Петербурге были устроены 17 богаделен. Однако императрица Елизавета Петровна сочла их содержание обременительным для казны и указом 26 октября 1744 года сократила количество призреваемых с 5372 до 3601 человека. Содержание определялось в 1 копейку в день на человека (для сравнения – в 1739 году оптовая цена килограмма муки составляла 6 копеек). А в период царствования Екатерины II появилось понятие, до сих пор используемое в трудовом и пенсионном законодательстве, – выслуга лет (трудовой стаж). Именно при Екатерине II начал работу первый в стране дом призрения, который оказывал приют и заботу не только престарелым, убогим, сиротам, но всем, кого нужно было «призреть», то есть взять под опеку, позаботиться.
На рубеже XIX и XX веков произошел резкий рост количества домов престарелых, появились первые частные учреждения, которыми владели купцы. Революция 1917 года разрушила существовавшую до этого систему социального обеспечения. После прихода к власти большевиков в России возникла новая система социального ухода, согласно которой все вопросы обеспечения старости перешли от благотворителей непосредственно к государству.
Пока трудно сказать, за чей счет содержались старики в доме престарелых в Гиппосе. Однако уже сам факт его наличия показывает, что люди древнего мира относились к пожилым подчас с большим уважением и милосердием, чем некоторые наши современники. В 1935 году советский поэт Василий Лебедев-Кумач написал «Песню о Родине», где есть такой стих: «Молодым – везде у нас дорога, старикам – везде у нас почет». Приятно сознавать, что эта строка рифмуется с написанными ранними христианами словами «Мир старцам» и что уже в те далекие времена приличные люди не путали призрение с презрением.