Высокая судебная инстанция Московского патриархата вынесла вердикт сразу по нескольким делам. Фото с сайта www.bryansk-eparhia.ru
На официальном сайте Московского патриархата опубликованы сообщения о решениях Высшего общецерковного суда в отношении одного епископа и двух иеромонахов. Вердикты были вынесены на заседании 11 июня. Приговор ординарным клирикам в дальнейшем утвердил патриарх Кирилл, и сообщения об этом были размещены на сайте 21 августа. А судьбу епископа, согласно правилам, решил Синод. Произошло это на заседании 24 июля.
Во всех указанных случаях иерарх и клирики «среднего звена» были наказаны за проступки, связанные с материальным ущербом и небрежением должностными обязанностями. Обращает на себя внимание, что указанные эпизоды борьбы с недобросовестными священнослужителями совпали с кампанией против коррупции, которую минувшим летом проводили правоохранительные органы в отношении нечистых на руку государственных чиновников.
Итак, церковный суд постановил лишить сана иеромонаха Дионисия (Осипова), но у него есть возможность оспорить вердикт. Иеромонаху Савве (Максименкову) не дали права на обжалование, потому что ранее в отношении него были приняты меры, на которые клирик подал апелляцию. Общецерковный суд 11 июня апелляцию отклонил и окончательно лишил иеромонаха священного сана.
Дионисий числился заштатным клириком Украинской православной церкви (УПЦ), но в течение нескольких лет жил в России и перемещался по территории страны. «Иеромонах Дионисий многократно сменял место нахождения и временного служения в епархиях, пользуясь своей формальной принадлежностью к клиру Могилев-Подольской епархии и избегая, таким образом, ответственности за совершенные им церковные правонарушения», – говорится в решении суда. Церковь долго не могла найти управу на странствующего служителя «в связи с фактической длительной отделенностью линией фронта Могилев-Подольской епархии и невозможностью передать соответствующее дело на рассмотрение епархиального суда». Город Могилев-Подольский находится в Винницкой области Украины, на границе с Молдавией.
Вменяемые Осипову правонарушения таковы: «Вступление в брак, будучи в священном сане диакона; принятие священнической хиротонии после вступления во второй брак; незаконный (без благословения епархиального архиерея) и кощунственный «постриг» в монашество женщины, с которой длительное время проживал; недобросовестное распоряжение финансами и имуществом вверенных попечению приходов; безнравственное поведение, недостойное сана священнослужителя, вносящее соблазн среди прихожан».
Отдельно говорится об «оставлении места служения в Анадырской епархии». Судя по всему, это последнее по времени перемещение иеромонаха. Оно должно было случиться после 2023 года, потому что на сайте Анадырской епархии за тот год есть публикации о деятельности священнослужителя. И публикации эти отнюдь не ругательные. Там рассказывается о том, что в 2022 году Дионисий провел полгода в зоне СВО. В Сети есть некоторое количество видеороликов, которые были записаны в Донецке и где иеромонах выступает с проповедями. До того как попасть в ДНР, Осипов подвизался в Вологодской епархии, но в начале февраля 2022 года был «освобожден от послушаний», как говорится в сообщении епархиального сайта, и отправлен в свою Могилев-Подольскую епархию. Однако по понятным причинам добраться туда он не сумел.
Иеромонаха Савву (Максименкова) лишил сана в начале 2025 года епархиальный суд в Касимове. Ранее рязанские СМИ утверждали, что Максименков незаконно собирал пожертвования, хотя Касимовская епархия не уполномочивала его на этот сбор средств. К тому времени он уже был отстранен от служения. Бывший клирик подал апелляцию в Высший общецерковный суд, но получил отказ.
Теперь он просто монах, и церковное руководство ждет от него покаянных трудов в монастыре. Интересно, что еще в начале 2024 года Максименков служил секретарем Касимовского епархиального управления. Есть сообщение, что в этом качестве он совершил монашеский постриг одной из насельниц местного Милостиво-Богородицкого монастыря.
Борьба со злоупотреблениями идет и на епископском уровне, и ведет ее, согласно церковным правилам, Синод. В журналах июльского заседания высшего органа управления РПЦ есть отдельное суждение по делу епископа Каллиника (Чернышева) «в связи с поступившими обвинениями в совершении церковных правонарушений при управлении монастырями Симферопольской епархии в должности викария упомянутой епархии». В итоге Синод «почислил епископа Каллиника на покой», опираясь на решение Высшего общецерковного суда. Его случай рассматривался все на том же заседании 11 июня, что и дела двух иеромонахов. 48-летнего епископа отправили на пенсию за следующие проступки: «Пассивность в устроении монашеской и хозяйственной жизни обителей, где он являлся игуменом; халатное отношение к управлению вверенных ему монастырей, в том числе к ведению административной и финансовой документации, в том числе отсутствие ведения первичного финансового учета и финансовой отчетности». По мнению синодалов, «деятельность епископа Каллиника (Чернышева) нанесла существенный материальный ущерб возглавляемым им монастырям». Каллиник отправился из Крыма в Шуйскую епархию. Здесь в одном из монастырей он будет проживать до тех пор, пока не возместит ущерб крымским обителям. По истечении пяти лет он сможет подать прошение на то, чтобы ему вернули возможность занимать церковные должности.
Напомним, что патриарх Кирилл на последнем к настоящему моменту епархиальном собрании в Москве в декабре 2024 года выделил в качестве отдельной важной темы моральный облик священнослужителей. «Проповедуемые нами высокие нравственные истины и связанные с ними требования священник должен относить прежде всего к самому себе и не возлагать на немощных людей бремена неудобоносимые (Лк. 11:46), которых сам не желает нести. Не может быть в его жизни и служении двойной морали», – сказал глава РПЦ. По его мнению, из приходской жизни исчезли «свидетельства грубой материальной заинтересованности священнослужителей в общении с людьми при совершении треб, равно как и случаи откровенной финансовой нечистоплотности». Однако «корысть может принимать и иные личины», предостерег патриарх.
«Отдельные решения церковного суда в отношении недостойных священников и епископов появляются при патриархе Кирилле ежегодно, – отметил в разговоре с «НГР» заместитель директора Института Европы РАН Роман Лункин. – В последние годы решения стали более конкретными, и в них появилась коррупционная составляющая, а не просто обвинения в эпатажном поведении и безнравственных поступках». «Еще несколько лет назад сами по себе решения суда по поводу епископов, которые воспринимались тогда неприкасаемыми, уже были новизной», – заметил религиовед.
По его мнению, дела, связанные с мошенничеством и присвоением средств, можно считать, во-первых, одним из этапов развития церковного судопроизводства и, во-вторых, следствием особого внимания государства к борьбе с коррупционерами и мошенниками на разных уровнях. «Невозможно предугадать всю подоплеку судебных решений, но, например, бывший епископ Каллиник явно находился в разработке правоохранительных органов, а с назначением митрополита Тихона (Шевкунова) в Крым чистка рядов духовенства стала вестись более решительно», – считает Лункин. Он рассказал, что многие жалобы с мест на нерадивых священнослужителей отправляются в Московскую патриархию, но далеко не все из них рассматриваются и далеко не все правдивы. «Определенные сигналы о зашедших слишком далеко клириках идут в административный аппарат патриархии напрямую от силовых структур, и тогда на них приходится реагировать», – сказал эксперт.
«В целом же проблему финансовой прозрачности поднимал еще протоиерей Всеволод Чаплин, как и церковные либералы до 2022 года, а Тихон (Шевкунов) на практике ликвидировал систему поборов с духовенства», – напомнил Лункин. Пример главы правительства Армении Никола Пашиняна показывает, что недовольные церковью политики первым делом предъявляют епископам обвинения в коррупции, отметил религиовед. «Московская патриархия рано или поздно столкнется с обсуждением этой темы, которая, как и прочие, отошедшие на второй план в ходе СВО, ждут своего часа», – резюмировал эксперт.