Фото Reuters
В Перу от должности президента отстранена Дина Болуарте, которая сама попала на этот пост не в результате всенародных выборов, а благодаря импичменту парламентом ее предшественнику. Если же учесть тот факт, что четыре из пяти последних президентов Перу были сняты с должности за коррупцию, а один из них, чтобы избежать всенародного позора, застрелился, то пост главы государства становится чуть ли не заведомо «расстрельной должностью».
Болуарте была обвинена в «постоянном моральном несоответствии занимаемой должности», а выражаясь не совсем дипломатично – за постоянное использование государственного кармана в личных целях. Параллельно парламент обвинил ее в неспособности обеспечить безопасность государства от насилия и роста преступности. Болуарте в парламент для защиты своей позиции не явилась и обвинила законодателей в нарушении всех процедурных норм для принятия решения об импичменте. Она также заявила, что посвятила себя борьбе за счастье рядовых перуанцев, а обвинение ее в том, что она «откуда-то» получила в подарок наручные часы стоимостью 300 тыс. долл., назвала наветом ее личных врагов.
Если проследить за тем, сколько дней у власти находились последние руководители Перу, то получается весьма показательная картина. Нынешний временно исполняющий обязанности президента страны Хосе Хери может не продержаться на своем посту и пары недель. Болуарте продержалась чуть более тысячи дней, ее предшественник Педро Кастильо (избранный, между прочим, всеобщим народным голосованием) – 434 дня, Франсиско Сагасти – 254 дня, Мануэль Марино – 5 дней, Мартин Вискарра – 955 дней, Пабло Педро Кучински – 601 день, Оланта Умала – 1621 день. Ни один из них, как видно, не отработал официально положенного по Конституции срока. По обвинениям прежде всего в коррупции и присвоении государственных средств они все были посажены за решетку.
Болуарте заняла пост президента Перу в декабре 2022 года, после того как ее предшественник – всенародно избранный и поддерживаемый широкими массами вроде как простой учитель в горной деревушке Педро Кастильо (свой политический капитал он заработал все же не учительством, а деятельностью во главе одного из крупных профсоюзов) был обвинен в семейном непотизме. Члены парламента выяснили, что он раздавал посты во главе как гражданской, так и военной администрации своей родне. При этом главным «продавцом государственных должностей» стала его супруга.
Дали Кастильо по перуанским законам за содеянное немного – три с половиной года тюремного заключения. Больше всех возмущалась «нарушением этики и морали главой государства» именно Болуарте (за что ее и продвинули на временное исполнение должности президента). Но довольно быстро ее популярность с изначально невысоких показателей опустилась практически на уровень статистической погрешности.
Она прославилась тем, что дала указание полиции жестоко подавить протесты индейцев, требовавших повышения уровня жизни и обеспечения безопасности рядовых граждан (тогда, по самым скромным подсчетам, погибло более 60 человек). Затем ее все чаще стали обвинять в явно «непрезидентских расходах» на покупку предметов роскоши для личного пользования.
Когда она заявила своим недоброжелателям, что президент страны «обязательно должен хорошо выглядеть и носить ювелирные украшения, которые не стыдно показать другим лидерам на встречах высшего уровня (особенно раскритиковали ее за почти полумиллионное в долларах ожерелье, которое она надела на саммите «большой двадцатки»), неприязнь к Болуарте стала особенно показательной уже не только на уровне рядовых граждан, но и среди еще вчера лояльно к ней относившихся членов парламента.
Сейчас же ситуация в Перу складывается очень запутанная. На апрель будущего года Дина Болуарте запланировала проведение президентских выборов, в которых надеялась победить, поскольку предыдущий срок на этом посту она занимала «не полностью». Требования оппозиции провести выборы сразу же после того, как она заняла президентский пост, просто потому, что так решил парламент и было прописано Конституцией, она сразу же отвергла. «Стране нужна стабильность, а не постоянная смена верховной власти», – заявила она, считая, что эту самую политическую стабильность принесет Перу именно она.
Теперь непонятно, что решит временно исполняющий обязанности президента, глава парламента Хосе Хери. Он в принципе может объявить досрочные выборы до конца 2025 года, а может оставаться в этой должности до апреля будущего года и согласиться при поддержке других парламентариев с теми сроками президентских выборов, которые назначила его предшественница. Думаю, важно и то, что парламент решит сделать с Диной Болуарте (которая в народе получила два прозвища – Дина-асесина (убийца) и Дина-ладрона (воровка).
Если против нее будет все же возбуждено уголовное дело по обвинению в коррупции и присвоении государственных средств в личных целях, то вся страна вновь будет наблюдать за позорным политическим процессом, дискредитирующим высшую государственную власть. И тем самым подобный ход развития событий значительно облегчит управление страной нынешнему временно исполняющему обязанности президента Перу. Но если Болуарте удастся от большей части обвинений открутиться, то не исключено, что она пойдет в качестве кандидата в президенты на новых выборах вне зависимости от того, когда их будет решено проводить.