Вице-премьер Марат Хуснуллин призвал застройщиков повысить производительность труда на 50%. Фото агентства «Москва»
Правительство обеспокоено перспективами строительства в стране – особенно жилищного. Число новых разрешений на ввод сократилось на 22% в годовом выражении, а четверть уже выданных разрешений не реализуется. Качество построенных метров порой вызывает вопросы. Производительность труда нужно повышать как минимум на 50%. Все эти проблемы обозначил вице-премьер Марат Хуснуллин. Ссылаясь на опыт Китая, он призвал ускориться с внедрением в отрасли технологий искусственного интеллекта (ИИ). Как показал опрос «НГ», ИИ может применяться при проектировании, строительно-монтажных работах, контроле качества, эксплуатации зданий. Но происходит это пока точечно, так как риски и ограничения самого ИИ еще не устранены.
Российской строительной отрасли, чтобы оставаться драйвером экономики, и самой требуется технологическая перестройка. Об этом на прошлой неделе подробно рассказал вице-премьер Марат Хуснуллин. В текущем году, по его данным, жилстрой пока еще будет расти «на старых заделах». Ожидается, что будет возведено не менее 105 млн кв. м жилья после 107 млн кв. м в 2024-м. А дальше перспективы туманные.
«Потому что новых разрешений на строительство выдано на 22% меньше. Из тех, которые выданы, примерно 25% решений на строительство не реализуется. Конечно, если мы сейчас не примем какие-то серьезные меры по поддержке рынка недвижимости, он точно будет стагнировать», – сообщил Хуснуллин.
Напомнив, что основным инвестором жилья в стране остается население, вице-премьер указал на «перекосы» кредитования: доля рыночной ипотеки в общем объеме спроса составляет лишь около 18%. Остальное – льготное кредитование, которое с учетом установленной регулятором ключевой ставки «дорого обходится» бюджету.
Не менее актуален вопрос о качестве строительных проектов. Больше не актуально просто возводить метры жилья. «Давайте не создавать плохие продукты... Мы должны уйти от строительства «метров», а строить комфортную среду для жизни. Время некачественных «метров» прошло, – пояснил застройщикам Хуснуллин на отраслевом форуме Domclick Digital. – Мы должны создать комфортную среду для жизни не на словах, а на деле». А это предполагает не только повышение самого качества строительства, но и инфраструктурное развитие территорий, их комплексное благоустройство.
Важный фактор, от которого зависит решение перечисленных проблем, – это производительность труда. «На сегодняшний день производительность труда в стране в стройке в два-три раза ниже, чем в развитых странах, – обратил внимание Хуснуллин. – Но, коллеги, давайте производительность труда на 50% поднимем в нашем блоке».
Конкретные примеры отставания в производительности труда ранее, на другом форуме приводил глава Минстроя Ирек Файзуллин. «Мы, проводя большую часть работ, отстаем во времени: если, допустим, по нормативам, каменщик должен выложить один куб кладки за день, на практике он тратит на эту же работу полтора дня», – сообщил министр. Другой пример – логистика, пострадавшая из-за того, что «в целях экономии» подрядные организации ликвидировали много своих структур, которые обеспечивали необходимую скорость работ.
Росту производительности труда должно способствовать внедрение в отрасли технологий ИИ, считают в правительстве. «Сейчас все говорят про искусственный интеллект, про цифровизацию. Мое убеждение, что, если мы на этом не сконцентрируемся, мы ничего не достигнем. Надо вкладываться в искусственный интеллект. Я сам лично считаю, что мы очень серьезно недоработали. Особенно в нашей строительной отрасли, в девелопменте, мы очень сильно отстаем», – заявил вице-премьер на форуме Domclick Digital, отметив, что Китай в такой более прорывной цифровизации отрасли ушел вперед.
Комментируя ситуацию, президент фонда «Институт экономики города» Надежда Косарева подтвердила «НГ», что для существенного роста производительности труда в строительстве необходим настоящий технологический прорыв, основанный на совместном использовании новых строительных технологий и искусственного интеллекта, который обеспечил бы строительство, например, многоквартирного дома за три-четыре месяца (тогда как сегодня средний срок проекта – три года).
Такая задача, однако, требует серьезных вложений в НИОКР, в том числе бюджетных расходов. Зато, как уточнила Косарева, серьезное сокращение сроков строительства приведет к снижению процентных расходов по проектному финансированию, и это может относительно быстро компенсировать вложения в технологическое обновление.
Как показал опрос «НГ» среди архитекторов, урбанистов, застройщиков и других участников рынка жилой и коммерческой недвижимости, технологии ИИ в России уже сейчас могут применяться на разных этапах проекта, но все же пока это точечные внедрения.
«Если говорить о практическом применении ИИ, то его основная роль сегодня сосредоточена на стадии проектирования. Речь идет о создании дизайн-проектов, когда система генерирует сотни вариантов для последующего отбора. Не менее важна помощь в расчете конструкций – особенно в условиях экстремальных нагрузок. Если искусственный интеллект способен повысить точность и создать более выверенный план, такой инструмент стоит использовать», – сказал «НГ» президент Союза архитекторов России Николай Шумаков. Еще одно направление – прогнозирование: например, моделирование влияния климатических условий на эксплуатацию объекта.
По его словам, как и в любой другой профессии, у архитекторов есть множество рутинных задач, делегировать которые вполне допустимо искусственному интеллекту. «Начинать можно с малого. Например, если однажды искусственный интеллект научится в точности рассчитывать стоимость работ, взаимосвязь эффективности и безопасности объектов, это уже будет большим благом», – отметил Шумаков.
Застройщики тоже рассуждают о том, что максимальную пользу от использования ИИ в строительстве можно извлечь на этапе проектирования. ИИ способен помочь подобрать оптимальные параметры конструктивных элементов, считает, в частности, основатель компании SIS Development Ярослав Гутнов. И таким образом, по его словам, девелоперам удастся достигнуть значительной экономии (допустим, использовать меньше материалов) без ущерба для прочности и долговечности объектов.
Также, по его словам, ИИ-модели позволяют оценить потенциальное состояние здания в зависимости от погодных условий: в результате застройщикам станет легче выбирать материалы и инженерные решения, повышающие энергоэффективность комплексов.
В России ИИ проникает не только в проектирование, например через технологии информационного моделирования, но и в сферу управления роботами (для замены труда рабочих на наиболее рутинных процессах) и дронами (для контроля на строительной площадке), добавила Косарева.
Для целей контроля качества тоже используются технологии, которые позволят ИИ анализировать фото и видео со стройки. Это, в частности, технологии компьютерного зрения, машинного обучения и системы распознавания объектов, перечислила руководитель департамента по управлению проектами строительства компании IBC Real Estete Инна Травина.
Наконец, серьезную пользу ИИ способен приносить после ввода зданий в эксплуатацию для обслуживания умных систем. В качестве примера применения ИИ в этой области директор по девелопменту компании Rariteco Екатерина Борисова привела создание цифрового двойника будущего здания с его привязкой к системе мониторинга и управления: такая система на этапе эксплуатации способна стать основным инструментом для управляющей компании.
Но, по уточнению Травиной, все подобные решения пока применяются в основном крупными девелоперами, государственными заказчиками и компаниями, которые строят инфраструктуру или сложные инженерные объекты. И внедряются они в основном в формате тестирования. «Массового применения на площадках мы пока не видим, поскольку риск ошибок ИИ все еще высок, а проверка ИИ фактически равна дублированию работы», – пояснила эксперт.
Риски и ограничения искусственного интеллекта все еще не преодолены. «Искусственный интеллект не почувствует, где проходит граница между «можно» и «нельзя» в историческом центре. Не поймет, что для одного района высотка – это украшение и доминанта, а для другого – загубленная городская ткань, – пояснил Шумаков. – Каждый строительный объект уникален: климат, грунты, социальный и исторический контекст. Обученный на данных по Подмосковью искусственный интеллект даст абсурдные рекомендации по аналогичным объектам в Якутии или на Байкале».Наконец, ответственность у ИИ, по его словам, тоже «искусственная, виртуальная». Отвечать придется человеку – тому специалисту, который доверился цифрам без критического анализа.
Того же опасаются застройщики. «ИИ не сможет нести юридическую ответственность вместо, например, главного архитектора, инженера, – согласилась Борисова. – Так что эта технология все равно будет применяться в сотрудничестве со специалистом». А значит, нужно переучивать и подготавливать новые кадры, которые будут грамотно работать с новейшими цифровыми технологиями.

