Те, кто предупреждал об опасности перекройки избирательных округов, оказались правы. Фото Reuters
Затеянный республиканцами передел избирательных округов (см. «НГ» от 02.09.25) привел к парадоксальному результату. Под сомнение поставлено, как считается, самое ценное завоевание американской демократии прошлого столетия: закон 1965 года, запрещающий расовую дискриминацию в избирательном процессе. Верховный суд США рассматривает иск, поданный к властям штата Луизиана местными сторонниками Дональда Трампа. Они добиваются ликвидации местного избирательного округа, где большинство избирателей – чернокожие, так как считают его создание дискриминацией белых.
Иск, рассмотрением которого занялся Верховный суд, многие комментаторы в США считают самым важным в современной истории Америки. Ведь на кону, полагают они, судьба ключевого достижения американской борьбы за гражданские права: закона об избирательных правах, принятого в 1965 году буквально с кровью. Бытует мнение (вопрос, насколько обоснованное), что за него поплатились жизнью президент Джон Фицджеральд Кеннеди (автор законопроекта, принятого при его преемнике Линдоне Джонсоне) и проповедник Мартин Лютер Кинг (главный общественный лоббист принятия данного законопроекта, положившего конец длившейся почти столетие политики расовой сегрегации в США).
Путь к возвращению к, казалось бы, давно перевернутой странице прошлого начался издалека. Республиканцы Техаса с благословения Трампа этим летом занялись переделкой избирательных округов в своем штате. Не особенно скрывалось, что это делается с предвыборными целями. Округа в этом штате перекраивались так, чтобы на выборах в Конгресс в 2026 году увеличить представительство Республиканской партии. Ее техасская ячейка проигнорировала предупреждение однопартийцев, среди которых выделяется бывший губернатор Калифорнии, звезда Голливуда Арнольд Шварценеггер, что это приведет к цепной реакции: в других штатах и демократы, и республиканцы возьмутся перекраивать под себя избирательные округа. И зря, потому что так и произошло.
В Луизиане демократы через суд добились создания нового избирательного округа. Аргументация: согласно последней переписи, 32% населения штата составляют чернокожие. Их количество по сравнению с позапрошлой переписью выросло, а между тем округ, в котором они преобладают, всего один. А надо, чтобы их было два. Тогда будут соблюдены требования закона 1965 года и ни одна из расовых общин штата не будет иметь преимуществ при определении состава законодательных органов страны.
В былые годы, возможно, решение местного суда не вызвало бы особого резонанса. Подумаешь, еще один округ в не самом политически и экономически важном штате. Размеры избирательных округов меняются раз в десять лет как раз в зависимости от результатов переписей. Теперь же спор на этот счет дошел до Верховного суда и является одной из важнейших политических тем страны.
Вряд ли стоит вслед за многими противниками Трампа обвинять президента в расизме. Если такая подоплека в их действиях есть, то она в данном случае не на поверхности. Очевидна другая забота трампистов: они опасаются, что под вопрос будут поставлены политические перспективы одного из важнейших членов команды президента – спикера Палаты представителей Майка Джонсона. Он избирался от Луизианы и на выборах 2026 года намерен выставить свою кандидатуру здесь же.
Однако по факту спор в Верховном суде сводится к тому, можно ли учитывать расовый фактор при формировании избирательных округов или нельзя. Власти Луизианы (здесь и губернатор, и большинство обеих палат законодательного органа – республиканские) и Трамп считают, что такой учет, по сути, неконституционен. Их оппоненты упирают на закон 1965 года.
В прессе высказывались предположения, что Верховный суд определится со своим вердиктом быстро, на этой неделе. Предполагавшие ошибались. Суд затянется, и вердикт будет уже в следующем году, ближе в выборам. Возможно, так и лучше для американской демократии: что бы ни решили судьи, округа могут не успеть изменить в соответствии с их вердиктом. А он вполне может быть в пользу Трампа. Во всяком случае, такие опасения противникам президента внушает состав Верховного суда. Так сложилось, что большинство в нем принадлежит консерваторам (то есть судьям, близким по убеждениям к республиканцам) и меньшинство – либералам (близким соответственно демократам).