Митрополит Онуфрий (Березовский) прибыл в Одессу поздравить митрополита Агафангела (Саввина) с 50-летием архиерейской хиротонии. Фото Одесской епархии УПЦ
При Вселенском (Константинопольском) патриархате разрабатывается план создания на Украине временного экзархата. По мнению греческого богослова Павла Либермана, автора идеи, структура могла бы стать «переходным каноническим пространством для общин и епархий Украинской православной церкви (под омофором митрополита Онуфрия), желающих окончательно порвать с Московским патриархатом, но по разным причинам пока не готовых присоединиться к Православной церкви Украины (ПЦУ)». «Несмотря на предоставление томоса об автокефалии в 2018 году, единства в украинском православии достичь не удалось. Ситуация усугубляется давлением со стороны украинского государства на УПЦ с целью разрыва отношений с Русской православной церковью. Если Константинопольский патриархат не предложит канонически обоснованного решения, церковная проблема рискует быть «урегулирована» политическими методами, что лишь закрепит раскол на десятилетия», – уверен Либерман. Он считает, что временный экзархат не будет конкурировать с уже существующей ПЦУ и не станет пересматривать условия томоса – документа о предоставлении автокефалии. Экзархат – лишь «временный мост», который, как уверяет Либерман, прекратит свое существование сразу после завершения миссии примирения и достижения «полного институционального единства».
«Если Вселенский патриархат не вмешается оперативно, Украина рискует стать пешкой в политических играх. Если Вселенский патриархат не предложит собственное канонически обоснованное решение, возникнет искушение заменить церковное исцеление политическими договоренностями. Это именно то, чего следует избежать, и это не только право, но и пастырский долг Вселенского патриархата обеспечить это», – подчеркивает богослов. Главная задача временного экзархата – «достичь как теоретического единства (взаимного признания и примирения), так и практического единства (евхаристического общения), а затем установить институциональное единство внутри украинского православия». Экзархат будет осуществлять «пастырский надзор, обеспечивать церковную дисциплину, гармонизировать образовательные стандарты, пересматривать уставы, регулировать сотрудничество в служении там, где это не приводит к конфликтам, и постепенно залечивать давние раны».
Речь о создании подобной структуры на Украине идет давно, но ранее патриарх Константинопольский Варфоломей не комментировал эту идею, так же как предпочитал не комментировать все, что касается УПЦ. Однако не так давно он направил письмо главе ПЦУ митрополиту Епифанию (Думенко), в котором внезапно напомнил о «неканонических действиях Московского патриархата на Африканском континенте». Речь идет о создании на территории Африки Патриаршего экзархата РПЦ. Он был образован решением Синода 29 декабря 2021 года. В РПЦ поясняли, что структура создана «в связи с многочисленными просьбами православных христиан Африки перейти в юрисдикцию Московского патриархата после признания Александрийским патриархатом автокефалии Православной церкви Украины», которую РПЦ считает незаконной. К сегодняшнему дню Африканский экзархат насчитывает порядка 350 приходов, которые действуют в 36 из 55 стран континента.
План создания временного экзархата Константинополя на Украине предусматривает три этапа. На первом будут созданы общины из ушедших от Украинской православной церкви приходов. Руководить ими будет непосредственно патриарх Варфоломей, что даст им легитимность в православном мире. На втором этапе уже будут создаваться епархии экзархата. Третий шаг предусматривает интеграцию новообразованной структуры в ПЦУ через «восстановление евхаристического общения». Все это будет происходить под контролем Фанара (район в Стамбуле, где расположена резиденция главы Константинопольской церкви), который «фиксирует правила, сроки и механизмы надзора».
В УПЦ идею временного экзархата словно не замечают. В церкви сейчас решают совсем другие задачи. Служба безопасности Украины (СБУ) 10 ноября сделала заявление, согласно которому с 2022 года начато 208 уголовных производств по антиукраинской деятельности и другим «преступлениям» представителей Украинской православной церкви. Несмотря на то что УПЦ вот уже три года как отделилась от Московского патриархата, в документе украинских силовиков она значится как УПЦ МП. Впрочем, и в РПЦ до сих пор считают УПЦ своей составной частью.
Среди фигурантов – 27 высших чинов церкви: митрополиты и архиепископы, подозреваемые в работе на Россию. По утверждению следствия, разоблаченные клирики «выполняли задачи российских спецслужб с целью дестабилизации общественно-политической ситуации в Украине», – говорится в тексте, опубликованном на сайте СБУ. «По материалам Службы безопасности 78 фигурантов – представителей УПЦ МП уже подозреваются в совершении преступлений. Кроме этого, еще 40 священнослужителей приговорены к тюремному заключению. В частности, приговоры получили четыре архиерея – управляющие епархиями в разных регионах Украины. По представлению СБУ Совет национальной безопасности и обороны Украины ввел санкции в отношении 17 священнослужителей УПЦ МП. Также по инициативе СБУ прекращено украинское гражданство и отменены виды на временное проживание в нашем государстве 19 клирикам УПЦ МП, имеющим российские паспорта».
Среди последних значится глава УПЦ митрополит Киевский и всей Украины Онуфрий (Березовский). Указ о лишении его гражданства Украины подписан президентом Владимиром Зеленским в июле, но пока не опубликован. Силовики и в этот раз обвинили Березовского в том, что он «сознательно противодействовал обретению канонической независимости Украинской церкви от Московской патриархии», а также что митрополит «находится в связи с ней». При этом 81-летний Березовский продолжает руководить УПЦ и совершает пастырские визиты в пределах страны. 16 ноября он возглавил литургию в Успенском монастыре города Одессы, куда прибыл, чтобы поздравить 87-летнего митрополита Одесского Агафангела (Саввина) с 50-летием архиерейской хиротонии.
Заявление СБУ было опубликовано на фоне повторного ареста митрополита Святогорского Арсения (Яковенко). Как пояснили в Святогорской лавре, наместником которой служит архиерей, 28 октября он был освобожден из СИЗО под залог в размере 1 млн 514 тыс. гривен (2 млн 877 тыс. руб.). В заключении он пребывал с апреля 2024 года, когда его обвинили в распространении сведений о перемещениях и позициях Вооруженных сил Украины (ВСУ). В этот раз митрополита задержали по новому делу «об оправдании российской агрессии» спустя несколько секунд после освобождения. За время постоянных судебных заседаний у архиерея несколько раз резко ухудшалось самочувствие и его увозили в больницу с гипертоническим кризом, но вскоре вернули за решетку. Сам Яковенко уверен, что таким образом власти пытаются на него давить, требуя или перехода в ПЦУ, или согласия на обмен в Россию. Однако митрополит отказался покидать страну, в которой служит 33 года.
30 октября в Шестом апелляционном суде Киева состоялось заседание по делу иска Государственной службы Украины по вопросам этнополитики и свободы совести (ГЭСС) о прекращении деятельности Киевской митрополии УПЦ. Заседание шло почти пять с половиной часов. В итоге было решено перенести рассмотрение дела на 11 декабря, поскольку «сторонам необходимо ознакомиться с большим массивом данных». В начале ноября стало известно, что Административный суд в Киеве отказал в удовлетворении иска ГЭСС, которая призывала запретить Киевской митрополии распоряжаться недвижимостью. С требованием о ликвидации Киевской митрополии Государственная служба Украины по этнополитике и свободе совести обратилась в конце августа. До этого ГЭСС предлагала УПЦ официально разорвать все связи с РПЦ. На выполнение этих предписаний отводилось 30 дней. Однако УПЦ их не выполнила, а митрополит Онуфрий в открытом письме заявил, что претензии ГЭСС – это вмешательство в ее внутренние дела (подробнее см. «НГР» от 03.09.25).
УПЦ при всем при этом не высказывается о временном экзархате, но и в ПЦУ ничего не желают слышать о новой идее Константинополя. Глава пресс-службы Православной церкви Украины Евстратий (Зоря) резко раскритиковал это предложение. По его мнению, такой шаг является «замаскированной попыткой подорвать и обесценить томос об автокефалии ПЦУ», что в конечном итоге «играет на руку Москве и угрожает единству мирового православия». 7 ноября Синод ПЦУ сделал заявление, в котором указал, что «Церковь России беззаконно создает свои антиканонические структуры на территории других церквей, в частности, на территории Вселенского патриархата, Александрийского патриархата, Румынского патриархата и Православной церкви Украины». Думенко также добавил, что «лжеучение русского мира» и «антиканоническая, схизматическая практика Церкви России, которая имеет свои корни в этнофилетическом и манихейском учении, подлежат всеобщему церковному осуждению».
Столь громкие заявления сейчас необходимы ПЦУ для того, чтобы как-то нивелировать те скандалы, которые разгораются из-за нее в православном мире. Известно, что действиями ПЦУ недовольны в Американской архиепископии Константинопольского патриархата, а также в Польской православной церкви (ППЦ). Духовный лидер православных верующих Польши, митрополит Варшавский Савва (Грыцуняк) направил жалобу патриарху Варфоломею, связанную с «вторжением представителей ПЦУ на каноническую территорию Польской православной церкви». Речь идет о создании так называемых капелланских миссий ПЦУ, необходимость которых, по мнению Думенко, появилась «в условиях крайней необходимости, возникшей в связи с антиканоническим и даже антихристианским отношением иерархии ППЦ к духовенству и верующим ПЦУ, оказавшимся в Польше».
Жалуются на Думенко и на его структуру и на Украине. 9 ноября несколько архиереев Киевского патриархата (УПЦ КП) обратились «ко всей полноте украинского и мирового православия в связи с критической ситуацией вокруг патриарха Филарета». В заявлении говорилось не только о «тяжелом состоянии здоровья» 96-летнего Филарета (Денисенко) и его «полной изоляции от епископата и духовенства УПЦ КП», но и о насильственном принуждении Денисенко «к диалогу с ПЦУ». В УПЦ КП уверены, что представители ПЦУ давят на Филарета с целью добиться его подписи под ликвидацией Киевского патриархата.
На сайте ПЦУ 5 ноября появилось сообщение, что Денисенко посетил резиденцию Епифания (Думенко) и Михайловский собор, в котором «оба совершили общую молитву». Представители Киевского патриархата утверждают, что, мол, во время визита Филарета «накачали психотропными лекарствами» и вынудили подписать неизвестный документ. «Заявляем, что нами не будет признан ни один документ, который якобы был подписан патриархом Филаретом без присутствия епископата и духовенства нашей церкви», – говорится в обращении. В Киевском патриархате также уверены, что визит Денисенко к Думенко не был добровольным, «а стал результатом похищения». Подписанты также обратились к Зеленскому с просьбой содействовать восстановлению регистрации устава УПЦ КП, которая была «незаконным образом отменена предыдущим руководством страны».
В публичном доступе 19 октября было опубликовано духовное завещание Денисенко, в котором старец подчеркнул, что его структура не имеет ничего общего с ПЦУ. Денисенко еще в 2019 году раскритиковал томос об автокефалии ПЦУ, в состав которой вошла УПЦ КП, и заверил, что если бы заранее знал условия предоставляемой Вселенским патриархатом автокефалии, то «никогда не согласился бы на нее». Летом 2020 года в ПЦУ сообщили о прекращении полномочий Денисенко как члена Синода, указав, что «почетный патриарх Филарет с 24 июня 2019 года является архиереем ПЦУ на покое». Тогда же Денисенко восстановил Киевский патриархат, распущенный после образования ПЦУ.
Кроме этого, он, «будучи в ясном уме», призвал всех православных верующих Украины к проведению объединительного собора для создания церкви, «не зависимой ни от Москвы, ни от Константинополя». Правда, как и по каким основаниям предложенная им юрисдикция получит признание в православном мире, самопровозглашенный патриарх Киевский Филарет (он же – митрополит по версии Константинополя) не объяснил.

