0
997
Газета Люди и положения 2 Интернет-версия

28.03.2008 00:00:00

Кости, крест и Coca-Cola

Тэги: фотовыставка, фотограф


фотовыставка, фотограф Во время обряда похорон Костромы в деревне все становится с ног на голову. Шутилово, Нижегородская область, 1999 год.
Фото Валерия Нистратова

21 марта – 11 мая на Винзаводе проходит фотовыставка Валерия Нистратова «Лесостепь».

Когда размышляешь о различии документального и художественного фото, приходишь к выводу, что порой очень трудно провести между ними четкую грань. Кажется, что постоянно происходит взаимодействие, взаимоперетекание по принципу инь и ян. Документальное фото берет за основу реальность, но ее механическое копирование было бы неинтересно, поэтому мастер в любом случае пытается внести в творение свою идею, поймать и сконструировать детали изображения таким образом, чтобы вдохнуть в снимок красоту мысли. И вот тогда фото обретает художественную ценность. Обратное взаимодействие можно представить так: расставляя в студии модели, фотохудожник не подозревает, что спустя много лет его работы будут оценивать просто как исторический материал для характеристики эпохи.

При таком подходе творчество российского фотографа-документалиста Валерия Нистратова логично отнести к первому типу, и доказательством этому в полной мере послужит его уникальный проект «Лесостепь», сделанный на основе его путешествий по России и странам СНГ на протяжении 12 лет. По словам коллег, отправной точкой для создания полномасштабной картины жизни современной России стало обретение внутренней свободы. И произошло это не вдруг. В 1990 году он работал в штате газеты «За коммунизм», потом освещал для западных СМИ распад СССР, работал в горячих точках. Постепенно пришло осознание того, что творчество невозможно ограничить форматом издания. В 1993 году он стал свободным художником, работающим в социально-документальном жанре.

На выставке «Лесостепь» представлены 35 черно-белых снимков из недавно выпущенного одноименного альбома. География обширна и непредсказуема: Казань и Астрахань, Республика Марий Эл и табачные плантации Молдавии, городок Пучеж Ивановской области и деревня Шутилово – Нижегородской. Вот девочка с головой, покрытой платком, казалось бы, бежит от веселых и модных сверстниц. Марийские язычники приносят в жертву коров и гусей: огромные чаны, священник в «докторском» колпаке, серьезные бабки и мужички с похмелья. На другом фото – покосившийся кладбищенский крест, вдали – машина фирмы Coca-Cola, а на первом плане – кости разложившегося трупа собаки. Чем не образ для российской действительности?

Может быть, виной всему разброс этих пунктов на карте, может, бескрайние степи, а может, повседневная жизнь людей, сосредоточенных на своей ниве, но после просмотра выставки в душе вырастает ощущение необъятной и вечной «древнерусской тоски». И это не случайно. Как признается сам фотограф, проект имел серьезную философскую подоплеку. Почему «Лесостепь»? Потому что сознание русского человека раздвоено: с одной стороны, он блуждает в лесу, рассматривая и изучая его флору и фауну, с другой стороны, его постоянно одолевает желание покинуть это все и убежать на волю, в пампасы. Так, одним из инструментов для настройки мироощущения Нистратова стали идеи пассионарной теории этногенеза Льва Гумилева, в частности, мысль о двойственности сознания, расколотого между Европой и Азией.

Не случайны на выставке фотографии из Улан-Батора: они тоже внесли свою лепту в концепцию проекта. Как рассказал Валерий Нистратов, именно в Монголии его посетило настоящее ощущение России. Наблюдая быт и отношения между людьми, он вдруг увидел удивительное сходство этого народа с русскими людьми. Раньше татаро-монголы и русские жили бок о бок, фактически в одной стране. При Иване III, когда распадалась Орда, много татар крестилось в православную веру и перешло на службу русскому царю. Столь глубокое и долгое культурное взаимодействие не может не вызвать мысль об идентичности и слитности огромного евразийского пространства.

В странствиях Нистратова интересует мистика языческих обрядов. Помимо марийских жертвоприношений на выставке можно увидеть снимки из деревни Шутилово Нижегородской области, где изображен обряд похорон Костромы, с одной стороны, олицетворяющей символ плодородия, а с другой – силы потустороннего мира. Валерий Нистратов рассказал, что во время совершения этого обряда сознание жителей деревни изменяется по принципу карнавала: все становится с ног на голову. Деревенская бабушка в валенках и платочке, идущая по дороге, вдруг бросает лопату и начинает изображать шутовской припадок, дама важно расхаживает по улицам в ночной рубашке с зонтиком и в ластах. Глядя на это, понимаешь, почему фотограф не снимает город.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цены новостроек отстают от общей инфляции

Цены новостроек отстают от общей инфляции

Ольга Соловьева

Жилье стало менее доступным для россиян

0
995
От борьбы с иноагентами никто не уйдет

От борьбы с иноагентами никто не уйдет

Иван Родин

С 1 сентября и граждан, и организации будут наказывать за воспрепятствование Минюсту

0
1097
Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

0
353
Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Иван Родин

Михалков призвал к единению всех властей с президентом и народом

0
1450

Другие новости