0
1372
Газета Люди и положения 2 Интернет-версия

29.06.2012 00:00:00

Непроходящее очарование

Тэги: райхельгауз, театр


райхельгауз, театр Иосиф Райхельгауз: "Сколько бы нашу страну ни покинуло творческих людей, она все равно богата талантами".
Фото ИТАР-ТАСС

У него всегда очень много дел. Недавно вышла одна книжка, скоро выходит другая. На подходе учебники о режиссуре. Режиссерская и актерская мастерские в ГИТИСе. Имена даже его нынешних студентов уже известны театральной столице. В начале недели он провел мастер-класс в Таллинской театральной академии. Сегодня утром был еще в Одессе. А сейчас дает интервью нашей газете. С художественным руководителем театра «Школа современной пьесы» Иосифом РАЙХЕЛЬГАУЗОМ побеседовала обозреватель «НГ» Наталья САВИЦКАЯ.

– Иосиф Леонидович, открываю вашу биографию. Читаю последнюю запись: «Задумался о смысле жизни…»

– К счастью или к сожалению, найти смысл жизни невозможно. Но искать его надо. У меня есть любимая цитата из Циолковского, связанная с этой темой. «Все, что знает человечество о себе, и все, что оно еще узнает, – ничто по сравнению с тем, что оно не знает». В поисках смысла жизни человечества я обошел весь Иерусалим пешком. Посетил все святыни. Мысль о том, что Он был здесь, не покидала меня. Конечно, ходил. Но первая мысль у меня все-таки была – не верю...

Я живу за городом. Как и все остальные жители мегаполиса, стою в этих бесконечных пробках. И нахожу в этом свои плюсы: появляется время подумать о жизни. Справа машины, слева машины. А еще и небо, звезды, фонари. Ужасно не хочется уходить из этого мира! Жаль потерять эту возможность думать. Страшно не иметь этой возможности – мыслить. Моей маме за 80. Представляете, она каждое утро плавает в бассейне, пишет книжки. По одной из ее книжек киностудия собирается снять фильм, притом писать она начала совсем недавно. Однажды я предложил ей записать историю ее жизни. У нее хороший язык, есть чувство вкуса и стиля, внимание к деталям. Думаю, ее рассказ будет многим интересен. У нас мало документальных свидетельств о той жизни, рассказанных хорошим кинематографическим языком… А папа – потрясающий человек – не дожил до сегодняшнего дня. Уважаемый человек, войну закончил в Берлине…

– Я читала, что вы недавно нашли его роспись на стене Рейхстага?

– Нашел даже не я, а сестра и вдобавок в самом зале Бундестага. Туда перенесли часть стены с надписями советских солдат-победителей. Отец похоронен на сельском кладбище. Совсем недавно я там был. И вдруг отчетливо понял: «Вот оно то, что должно завершить этот жизненный круг». И мне не было страшно от этой мысли. Только еще острее ощутил, что надо жить в полную силу. А смысл жизни в том, что ты делаешь каждый день, что от тебя кто-то и что-то зависит. В «Школе современной пьесы» работают 150 человек. А еще есть студенты в разных мастерских, в разных городах и странах. И есть моральный долг перед читателями. И родной город Одесса, которому нужно вернуть долги. И впереди гастроли, проекты и многое интересное еще.

– Ваш театр расположен в здании, в котором до революции находился известный ресторан. Сюда стекались публика и актеры после спектаклей. Здесь собиралась на свои вечера профессура. Как вам живется в историческом прошлом?

– Да, это дом с колоссальными традициями. И главное, наверное, не в ресторанных традициях и не в том, что здесь работал известный на всю Москву повар и автор знаменитого салата француз Оливье. Важно, что здесь было средоточие некой творческой мысли. Здесь собирались русская интеллигенция, русские писатели. Здесь заседало общество русской словесности. Здесь за ужином Антон Чехов заключил с Алексеем Сувориным контракт на издание первого собрания сочинений. Здесь Федор Достоевский повторил свою знаменитую речь, которую он произнес при открытии памятника Пушкину. Сюда захаживал Толстой. И чего здесь только не было! Другое дело, что в этом помещении мы живем уже 20 лет… без единого ремонта. Нам не верят, когда мы говорим, что эта сцена вообще не имеет никаких приспособлений. Нет подобающих низа, верха, карманов. И при этом мы делаем сложнейшие по технологии спектакли. Наш главный художник Алексей Трегубов творит чудеса. Конечно, нам нужно пространство. Сначала мы долго готовились к реконструкции, потом вышло постановление Москвы, потом подключились инвесторы. Мы все согласовали. Но когда сделали все предварительные работы и дело дошло до самого здания – грянул кризис. А потом сменился мэр, который нам очень благоволил. Надо отдать должное Юрию Лужкову: он останется в истории московского градоначальства тем, что за свою бытность открыл более 20 театров Москвы. Это факт. Боюсь и очень не хочу, как бы наш новый мэр Сергей Собянин не остался в истории как человек, закрывающий театры.

– А такая тенденция «к закрытию» есть?

– Нам сказали, что в Департаменте культуры города Москвы рассматривается вопрос о закрытии ряда театров… Меня лично ничего не страшит. У меня такое количество приглашений, мне есть чем заниматься в ближайшие десять лет точно. Сегодня в спектаклях нашего театра заняты немало народных и заслуженных артистов России. Татьяна Васильева, Сергей Юрский, Владимир Качан, Альберт Филозов, Ирина Алферова, Елена Коренева, Елена Санаева, Александр Гордон… и буду дальше называть, называть. Каждый спектакль с участием Сергея Юрского («Ужин с товарищем Сталиным»), Альберта Филозова («Медведь») – это большое и объемное искусство выдающихся артистов. К этому факту надо относиться с должным вниманием. И с не меньшим, чем к футболу. Я уважаю футбол. Но посмотрите, что делают наши театральные команды на международных фестивалях. Я много раз бывал на мероприятиях за рубежом, где нашу страну с немалым успехом представлял театр Дмитрия Крымова.

Это самый высокий уровень народной дипломатии. А у этого театра даже нет своего помещения. Год не могут вернуть театр Анатолию Васильеву… И эти примеры я могу множить. Можно любить парковое искусство, уличный театр. Даже считать эти два направления перспективными и современными. Только этого мало, чтобы воспитать нацию культурных людей. Можно строить красивые парки, но не менее важно достичь того, чтобы в них не гадили. Согласен, что многое надо менять в самом театре. Наверное, надо принять закон, который давно принят во всем мире – закон о меценатстве. Вся надежда у нас в театре сегодня не на государство, а на попечительский совет. Но это личная дружба. И это неправильно, что все держится исключительно на этом. Неправильно, что режиссер Сергей Женовач ставит спектакли на частные деньги. Неправильно, что человек, жертвующий на культуру, боится, что все узнают о его меценатстве.


В постановках «Школы современной пьесы» задействованы народные и заслуженные артисты. Альберт Филозов в спектакле «Своими словами».
Фото с сайта «Школы современной пьесы»

– Интересное ли сегодня время для появления новых драматургов?

– Сегодня очень интересное время. Да, элементы застоя появились, но еще живы те, кто хорошо помнит времена настоящего застоя. Есть что сравнить. И сколько бы нашу страну ни покинуло творческих людей, она все равно богата талантами. Ленивые мои коллеги говорят, что нет ныне современной драматургии, нечего ставить. Как раз есть что ставить, отвечаю я им. И напоминаю им про тех авторов, которых еще десять лет назад ругали, а сегодня относят к серьезным драматургам. Сегодня пьесы Василия Сигарева, братьев Пресняковых ставятся по всему миру, как и пьесы Людмилы Петрушевской, Виктора Славкина, Семена Злотникова. Я горжусь тем, что первый поставил их.

– Что вас в сегодняшнем времени настораживает?

– Вспоминаю 90-е. Страшные годы. А вместе с тем – в воздухе разлито творчество, и свобода пьянит. В парламенте выступают люди эпохи: Андрей Сахаров, Олег Басилашвили, Евгений Евтушенко. А сегодня и засвистывать-то некому и некого. Надежда одна, что и это пройдет, появятся молодые и неуспокоенные люди. Нынешняя оппозиция пестрая. Многие из них запятнаны прошлым, многие неубедительны. Оппозиция шарахается от одних группировок к другим, от националистических к коммунистическим. Но все равно время живое. Пока такое происходит, надежда есть.

– Каким вы видите себя и свой театр в будущем?

– Я хочу, чтобы мы любым способом построили многофункциональный центр, в котором можно было бы не только играть спектакли, но и снимать большие телевизионные работы, транслировать их на всю страну. У нас сегодня идет конкурс «Действующие лица», «Класс молодой режиссуры», бесконечные какие-то клубные дни и другие интереснейшие мероприятия. Вот сейчас, куда к нам ни зайдете, везде идут репетиции. Конечно, надо давать молодым пространство для творчества. «Сколково» – оно и в театре должно быть.

– В вашей биографии есть момент: «Не пошел на похороны Анны Ахматовой из-за свидания». Вас это мучает?

– Жаль, что в юности мы не способны соотнести день с вечностью. Случайное с глобальным. Мне посчастливилось в жизни встречаться с гениями. Я был допущен до Булата Окуджавы. Я был там, куда заходил Иосиф Бродский и читал свои стихи. Это сейчас я могу читать Бродского часами. А тогда мне казалось, что мой друг Миша писал лучше. Когда мы ставили спектакль «А чой-то ты во фраке?», были уверены, что просто пошутим, и все. Вот уже 20 лет шутим.

– Вы ведете собственный блог. Анонимы в сетях не особо подбирают выражения в своих комментариях. Как относитесь к критике?

– Мы недавно были на гастролях в Одессе. И публика была доброжелательной, и пресса объективной, но нашлась все-таки одна критик... То ли это был какой-то политический заказ, то ли вмешалось что-то личное и женское… Столько грязи на нас давно не выливали. Человек с маниакальным упорством говорит на «белое» – «черное». «Райхельгауз рвется в Одессу, потому что у него плохи дела в Москве». Какие такие плохие дела, скажите? Театр процветает, на сегодняшний день здесь собрана одна из лучших трупп в Москве. Лучшие авторы несут сюда свои пьесы. У нас гастроли по всему миру. Ей все это видится совершенно обратным образом. И не скажу, что мне приятно это все читать…

– Что вас в жизни разочаровывает больше этого?

– Разочаровывает то, что очень быстро стало проходить очарование. Однажды я даже написал одностишие на эту тему: «Когда-то день казался годом. А нынче год прошел как день…»

– У вас есть время на то, чтобы просто жить?

– У меня есть хобби, которым я занимаюсь в свободное от театра время, - это спортивные и даже экстремальные экспедиции с применением разнообразного транспорта: квадро- и мотоциклов, снегоходов, багги. Книги, которые уже вышли и которые пишу сейчас, – это тоже мое хобби, хотя я стараюсь это делать профессионально. Я фотографирую. Несколько лет назад устроил выставку своих работ. Постоянно что-то строю в своем загородном доме. Уже года два строю своей старшей дочери – она у меня выдающийся сценограф – мастерскую. Мне все это очень интересно. Мне интересно жить.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры агитируют молодежь личным примером

Министры агитируют молодежь личным примером

Ольга Соловьева

Глава Минпромторга Алиханов каждую неделю работает на производстве

0
673
ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

0
373
В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

0
385
В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

0
353