0
6084
Газета Персона Печатная версия

26.05.2021 20:30:00

Ленин, Сталин и я

Андрей Рубанов об идее сверхчеловека и о том, что панком быть круто

Тэги: лимонов, ницше, панки, контркультура, язычники, христианство, киев, идолы, предприниматели, бизнес, девяностые, сверхчеловек, чечня, днепр, мгу, ленин, сталин, автобиография

Андрей Викторович Рубанов (р. 1969) – прозаик, кинодраматург. Родился в селе Узуново Московской области. Учился на факультете журналистики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Работал корреспондентом, рабочим, шофером, телохранителем, предпринимателем. В 1999–2000 годах работал пресс-секретарем первого полномочного представителя правительства РФ в Чеченской Республике. В 2005 году вышел дебютный роман «Сажайте, и вырастет». Автор романов «Великая мечта» (2007), «Жизнь удалась» (2008), «Готовься к войне!» (2009), «Хлорофилия» (2009), «Живая земля» (2010), «Йод» (2010), «Психодел» (2011), «Боги богов» (2011), «Патриот» (2017), «Финист Ясный Сокол» (2019), «Человек из красного дерева» (2021). Лауреат премий «Странник» в номинации «Лучший сюжет» (2012), «Ясная Поляна» (2017) в номинации «Современная русская проза», «Национальный бестселлер» (2019), премии библиотечного сообщества России «Премия читателя». Книги переведены на английский, французский, немецкий, испанский, итальянский, сербский и болгарский языки.

лимонов, ницше, панки, контр-культура, язычники, христианство, киев, идолы, предприниматели, бизнес, девяностые, сверхчеловек, чечня, днепр, мгу, ленин, сталин, автобиография Андрей Рубанов: «Пишу, потому что хочу, чтобы были протест, драка, скандал...» Адриан ван Остаде. Драка. 1685. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Когда низвергнутые с кручи идолы древних языческих богов плыли по Днепру, киевляне с плачем провожали их чуть ли не до порогов. Такое бесследно не проходит. Отразилось и в новом романе Андрея Рубанова «Человек из красного дерева». В нем писатель воскрешает другие изваяния – деревянные скульптуры святых, почти полностью изгнанные из православных храмов в XIX веке. С Андреем РУБАНОВЫМ побеседовал Сергей ШУЛАКОВ.

– Андрей Викторович, порой создается впечатление, что ваши произведения – один большой проект. «Патриот» словно отражается в романе «Боги богов» или, наоборот, «Психодел» – в «Хлорофилии», в книге «Финист Ясный Сокол» тоже наверняка что-нибудь отразится. Закончив один роман, вы уже знаете, каким будет следующий?

– Да, взаимосвязаны. Так интереснее, чтобы они цеплялись друг за друга. И – да, знаю, о чем будет следующий роман. И третий тоже. На ближайшие годы работа есть.

– Что последует за романом «Человек из красного дерева»?

– Это будет автофикшен. Роман на биографическом материале. Про меня, про моих друзей. Без фантастики, на документальном материале.

– Вы учились на журфаке МГУ – а там готовят журналистов для СМИ, не писателей. Занимались бизнесом... С чего вдруг выбрали литературу?

– Не знаю. Я не могу объяснить точно. Всегда хотел. Пытался писать с 13 лет. А в нулевые настал такой период, такой момент... Серьезное значение я начал этому придавать, когда первый роман выпустил. 2005 год, мне было 36 лет, уже взрослый мужик. Уже была семья, дом, работа, деньги, дети. И вдруг я решил, что для меня это важно.

– Вы сейчас зарабатываете литературой?

– Зарабатываю. От 15 до 20 тысяч в месяц. То есть если бы сейчас все бросил и сел бы только книжки писать, то заработки были такими. Сами считайте – это много или мало... Все авторы жалуются на доходы. Я тоже жалуюсь. У меня занятие литературой – для самоуважения. Это престижно.

– И в какой среде быть писателем сейчас престижно?

– Чем выше среда, элита, тем выше престиж.

– Среди банкиров, например?..

– У меня сейчас таких знакомых нету. Зачем мне с ними дружить?

– Среди тех, о которых в приличном обществе лучше не упоминать?

– Да, среди тех, о которых лучше не упоминать, – престижно. У меня очень широкий круг знакомых.

– Пишут, что вы мастер автобиографической прозы, причисляют вас к так называемым новым реалистам. Насколько автобиографичны «Стыдные подвиги», «Патриот»? Можем ли мы судить об Андрее Рубанове по героям этих книг?

– Да. Это романы обо мне. И другие – тоже.

– Кажется, что вы пишете для определенной группы читателей – людей, начинавших бизнес в 1990-е, в сущности, несчастного поколения, вытянувшего страну ценой собственной деградации, моральной и интеллектуальной, а многие и ценой гибели. Назовем их коммерсантами. Насколько верно это впечатление?

– (Смеется.) Да, я вас понимаю. Конечно, в том числе и для них пишу. В этой теме много моего опыта. Мне кажется, что такие люди прочтут – поймут, узнают.

– В одном из интервью вы сказали: «Я уличный автор. Трэш делаю». «Трэш», по-моему, сильно сказано, скорее ближе к панку. И все же вы делаете то, что делаете, потому что думаете, что люди больше ничего не читают? Или потому что вам нравится?

– Это верно, насчет панка. Лимонов тоже – панк. И вся контркультура – панк. Панком быть круто, я считаю. Но это вы сказали – не я... Но слово мне нравится. Я хотел бы им, панком, быть. А пишу, потому что хочу, чтобы были протест, драка, скандал...

– То есть вы хотите повести за собой?

– Да никого я не хочу вести! Вот уж этого точно нет.

– Во многих ваших романах присутствует конфликт совсем молодого человека со старшим, более опытным – «Боги богов», например, есть такой мотив и в «Патриоте», в «Финисте…». Это связано с тем, что вы стараетесь привлечь аудиторию помоложе?

– Это связано с тем, что в моей жизни были люди, которые меня сдвинули, повернули, повлияли.

– Старшие?

– Чаще – старшие по силе духа. Есть в моих книгах такое, да. Но это не отношения ментора и ученика, а скорее пацанские отношения.

– Вы можете привести пример?

– Был у меня такой товарищ, он погиб. Я описал это в книжке «Великая мечта». Он на меня сильно повлиял. Нам было по 22 года, мы тогда были щенки... А этот парень повернул мое сознание. Да у всех так было. В критической ситуации появляются люди, на которых нужно опереться, у которых совета просишь. Это работает как мафия. Бизнес – работа с людьми, взаимоотношения между ними. Это писатель сидит под корягой... А если будет читать молодежь – я буду рад. Молодых людей я со своих сыновей списывал. Считаю, что их очень уж опекать не нужно, особенно когда взрослеют. Пусть растут как сорняки.

– В романе-сказке «Финист Ясный Сокол» отчетливо звучит мотив русского язычества. В книге «Человек из красного дерева» человек не может находиться в храме – не то чтобы его Бог не пускает, а он сам не находит в себе сил. Вы считаете прежнюю, языческую модель духовности более органичной, может быть, полезной?

– Это действительно драматический момент, конфликт. Вот вы его заметили, значит, он свою задачу выполнил. А какую мы с вами под него умную подкладочку подложим – практически не имеет значения. Первоначально был образ человека, которому тяжело и страшно в храме, а потом уже все остальное. Образ важнее – я так отвечу. Все остальное вторично.

– Ваши герои, особенно в книге «Человек из красного дерева», почти неуязвимы, сильны и интеллектуально развиты. Голем из Майринка и юдаики и даже всяческие Люди Икс и герои Marvel – все же защитники, а ваши – живут среди людей своей жизнью... Вам кажется, что снова наступает эпоха сверхчеловека? Что только сверхчеловеки сейчас способны выжить?

– Ницше оказал на меня колоссальное влияние. Идея сверхчеловека мне очень близка.

– Ну, а сейчас она как может быть применена?

– Эта идея не может себя изжить, она слишком заманчива. Идея сверхчеловека и сейчас жива. Все нормально с ней. Ленин, Сталин были ее сторонниками, и я.

– А как же гуманизм? Ведь ваши герои гуманны...

– Одно другому не мешает, не противоречит. Все равно мы хотим нового человека. Советский проект – попытка создания нового человека. И сейчас мы хотим создать нового, современного человека. Никуда от этого не денешься. А мои герои со сверхспособностями – да, про свой интерес не забывают. Эти супергеройские качества и мне помогают, я их и в себе развивал.

– Каково ваше отношение к литературным наградам?

– На этом сверхчеловеческом пути награды не повредят. Их можно получить несколько раз в жизни, а потом – все, про это надо забыть. Я свои награды уже получил.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Коммунисты открывают политсезон на Красной площади

Коммунисты открывают политсезон на Красной площади

Дарья Гармоненко

Акция у Мавзолея Ленина пройдет 21 января без прямого упоминания спецоперации

0
1151
Константин Ремчуков. Пекин будет «поддерживать африканцев в поиске африканских решений африканских проблем»

Константин Ремчуков. Пекин будет «поддерживать африканцев в поиске африканских решений африканских проблем»

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 13.01.25

0
1238
В Ботаническом саду МГУ зимой без бинокля не обойтись

В Ботаническом саду МГУ зимой без бинокля не обойтись

Анастасия Башкатова

О птичьих перекличках в дендрарии, альпинарии, розарии и на Мысе Доброй Надежды

0
2428
Константин Ремчуков. Си Цзиньпин потребовал предотвратить повторение недавней волны массовых убийств, потрясших страну

Константин Ремчуков. Си Цзиньпин потребовал предотвратить повторение недавней волны массовых убийств, потрясших страну

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 06.01.25

0
9090

Другие новости