Очаровательный коала: хотите меня сфотографировать? Давайте, только быстрее, а то уже есть пора.
Встречи в дороге, встречи на дорогах... Обычно эти фразы предполагают, что речь пойдет о людях хороших и не очень, оставивших в твоей памяти заметный или, наоборот, неприметный след. А ведь случаются и встречи-события с представителями животного мира, и их тоже нельзя посчитать чем-то незначительным, – некоторые из них по яркости впечатлений запоминаются почище званого обеда в изысканном обществе!
Даже на улицах Москвы можно порадоваться встрече с красавцем-самоедом, получить удовольствие от кормежки голубей или удивиться всплеску рыбы в пруду, а уж когда оказываешься в местах столь далеких, полных экзотики и природных чудес, радоваться встречам с четвероногими или крылатыми аборигенами получается очень и очень часто.
Австралия… Четвертое мое свидание с шестым континентом, а все состоявшиеся встречи с местной фауной и флорой хранятся в памяти как новенькие. Когда в первый раз летел сюда, больше всего хотелось увидеть вблизи кенгуру. На деле оказалось, что лицезреть стада кенгуру – это все равно что споткнуться взглядом о воробьиную стаю в сквере российского города.
Кенгуру большие и маленькие, серые и белые (эти как раз большая редкость) – пасутся ранним утром под окнами сельской гостиницы, где ты остановился на ночь, или доверчиво приближаются к тебе в национальном парке, или улепетывают от кого-то по крутому косогору сбоку от скоростного шоссе… Обычное, так сказать, дело.
Самой запомнившейся мне кенгуриной встречей стало общение со стадом на одном из диких пляжей Восточной Австралии. Животные нас совсем не боялись и подходили очень близко, выпрашивая что-нибудь вкусненькое. Вот тогда мы и познакомились близко с одной кенгуриной мамой. Она разрешила себя погладить и только что лапу не протянула. Помнит ли она обо мне? Сомнительно. А я вот о ней очень даже вспоминал холодными московскими вечерами!
![]() |
Белый кенгуру – редко встречающийся вид. Генетическая мутация, ответственная за цвет, проявляется едва ли не у одной особи из 100 тысяч. |
Помимо кенгуру символом животного мира Австралии считается коала. Для наблюдения за коалами чаще всего нужно ехать куда-то специально, в места их массового обитания. И приходить туда в сумерки, когда этот симпатичный, но весьма медлительный зверек наиболее активен.
Однажды, специально задержавшись до вечера в окрестностях одного такого поселка, мы долго разглядывали шевелящиеся в полумраке на ветках пушистые комочки и, не слишком впечатлившись увиденным, отправились восвояси. Проехали уже несколько километров, когда сидевший за рулем сын неожиданно резко затормозил и, крикнув: «Коалы!», свернул на обочину. А животные, спустившиеся с деревьев размяться и вырванные из темноты нашими зажженными фарами, удивленно глазели на нас: чего надо-то?
Еще в Австралии живут вомбаты. Они, как и кенгуру, являются сумчатыми млекопитающими, оставшимися от предыдущих геологических эпох. Внешне вомбат напоминает гигантского хомяка, хотя некоторые считают, что он больше похож на маленького медведя. А еще он родственник коалы, хотя и дальний. Помните, как говорил герой водевиля: «Мы вместе росли, только он потом в губернаторы пошел, а я в артисты!..»
Вот и пути коал и вомбатов разошлись миллионы лет назад. Одни предпочитают селиться на деревьях, а другие – рыть запутанные ходы в норы, которые для них служат и домом, и надежным убежищем. Впрочем, в случае нужды вомбат способен влезть на дерево. Или убежать от опасности – эти с виду неуклюжие животные могут достигать скорости 40 км в час! Правда, на длинные дистанции их не хватает, они спринтеры.
Увидеть их довольно легко. Вомбаты (особенно живущие в заповедниках) не слишком обращают внимание на подглядывающих за ними двуногих – лишь бы не мешали рыться в земле в поисках вкусных корешков. Такими мы их и увидели в заповеднике в Тасмании. Наблюдали за ними минут 30, а они на нас и малейшего внимания не обратили. Вомбаты животные крупные, весом до 40 кг (их вымерший предок весил около 200). Этакий австралийский тяжеловес с сумочкой на животе… А еще вомбаты (только не смейтесь) испражняются кубиками, такое у них устройство кишечника, и уж в этом деле они точно единственные в мире.
![]() |
В дупле эвкалипта-долгожителя может поместиться взрослый человек – например, спрятаться от дождя. Фото автора |
А вот знаменитая кукабарра на герб страны почему-то не попала. Эта австралийская птичка знаменита своим «хохотом», похожим на человеческий. Ее крик начинается своеобразным цоканьем, переходящим в громкое «ха-ха», и это самое «ха-ха» даже попало в радиоэфир: с него начинает передачи австралийское радио. Кукабарр много, и повстречаться с ними особого труда не представляет – что ни день они сами вас приветствуют с какой-нибудь ветки дерева или даже приземлившись на ваш столик в кафе.
А еще кукабарры любят купаться! Во дворе нашего дома в Сиднее есть бассейн, а потому мы часто становимся свидетелем их купания. На «пляж» они прилетают парами. Первым с ограждения бассейна в воду пикирует самец. Касаясь брюшком и лапками поверхности воды, он делает несколько резких взмахов крыльями, попадая под организованный им самим душ, а потом взлетает и приземляется на перила. Через минуту этот ритуал повторяет самка. Приняв утренний душ, кукабарры улетают по своим делам, и бассейн наконец остается в нашем распоряжении.
О встречах с эндемичным тасманийским дьяволом ничего сказать не могу – видел его только в зоопарке. И плещущихся в затонах ручьев утконосов узрел только издали: очень уж они осторожны, да и встречаются редко.
Растения Австралии – тема для отдельного разговора. Пальмы здесь, как в тропиках, древовидные папоротники – словно заглянувшие гости из какого-нибудь парка Юрского периода; магнолия, мимоза, знаменитая джакаранда (или жакаранда), у которой цветы появляются раньше листьев, а опадая, устилают улицы города сиреневым ковром… На юго-западе материка можно встретить одно из самых высоких деревьев в мире – карри, оно вырастает до 90 м.
И разумеется, зеленый символ Австралии – эвкалипты, живущие до 500 и более лет (их здесь произрастает более 500 видов), славящиеся тем, что у них опадают не листья, а кора, и корни уходят на глубину 20–30 м. А некоторые эвкалипты-долгожители – коренастые, узловатые, с обширными дуплами, в которых вполне можно спрятаться от дождя, наверное, еще помнят высадку на побережье материка капитана Кука…
Австралийское государство заботится о сохранении этого уникального растительного и животного мира, поэтому на территории страны создано более 460 национальных парков и заповедников, которые тщательно охраняются и оберегаются и властями, и жителями.
Сидней – Москва