Кампания «от двери к двери» оказалась актуальна и сегодня. Фото с сайта www.admsurgut.ru
Центризбирком дал старт региональной агитационной кампании «Информ УИК». Цель – напомнить жителям, что они избиратели и в середине сентября могут поучаствовать в выборах: губернаторских, заксовских, муниципальных. Эксперты отмечают, что это и тренировка перед 2026 годом, и демонстрация «нормальности жизни» внутри страны в условиях СВО.
Облизбиркомы 27 регионов разошлют агитаторов. Проект «Информ УИК» подразумевает адресную информационно-разъяснительную работу методом поквартирного обхода. В этом году в проекте принимают участие члены 1878 территориальных избирательных комиссий (ТИК) и 19,8 тыс. участковых избирательных комиссий (УИК). По задумке облизбиркомов, до 10 сентября агитаторы должны посетить каждый дом, каждую квартиру, дойти до каждого избирателя и проинформировать о предстоящих выборах.
Все это делается под патронажем Центризбиркома, который и объявил старт информационной кампании в начале недели. Также ЦИК разъяснил, как узнать участников проекта «Информ УИК». У них должен быть официальный бейдж и обязательный набор участника проекта: брендированная сумка, футболка, куртка или жилет с лейблом облизбиркома, а также информационные материалы о том, какие выборы состоятся и в какой период времени (в разных регионах голосование от 1 до 3 дней), где можно проголосовать и каким способом можно отдать свой голос.
Тренинги обходчиков в региональных комиссиях либо уже прошли, либо пройдут в ближайшее время. На них члены УИК закрепляют знания, полученные в ходе онлайн-обучения, и обсуждают вопросы организации подомового обхода избирателей. Кое-где, для удобства агитаторов из УИК, разработано специальное мобильное приложение.
Стоит отметить, что кампания «от двери к двери» во время выборов может оказаться не эффективной, потому что люди неохотно открывают двери незнакомцам. Поэтому партии и кандидаты все меньше прибегают к распространенной прежде форме агитации. Кампания может оказаться ненужной, если региональные власти захотят «подсушить» явку.
Глава «Политической экспертной группы» Константин Калачев пояснил «НГ»: «На самом деле новое – это хорошо забытое старое. Агитаторы от избиркомов приходили в квартиры и раньше, предупреждали, что предстоит голосование. Особенно это актуально на крупных выборах – президентских и думских. Поэтому сейчас Центризбирком и его подведомственные структуры вспоминают о прежних практиках». Политолог напомнил, что хотя сейчас такую традиционную кампанию вести стало сложнее, но в принципе возможно. Особенно при грамотном предварительном информировании о предстоящих выборах и агитаторах от избиркомов. И здесь регионы должны продемонстрировать свои подходы.
Эксперт отметил, что и самим избиркомам это выгодно, поскольку проект явно предусматривает дополнительное финансирование – хотя бы для вознаграждения агитаторов. Да и о «Мобильном избирателе», и о возможности дистанционного электронного голосования (ДЭГ), которое сейчас так рекламирует ЦИК (см. «НГ» от 18.08.25), агитаторы явно напомнят. Выгодно это и губернаторам, причем не столько для «ярмарки тщеславия», что на выборах в их регионах проголосовало много народу, сколько для тренировки проверки возможностей мобилизации избирателей. Ведь явка не так важна на региональных выборах, как на федеральных, которые как раз в следующем году.
При этом, правда, есть регионы-исключения, которые точно не будут раздувать явку, – например, те, где есть какие-либо проблемы у переизбирающихся губернаторов или партии власти. В той же Иркутской области, где на губернаторских выборах зарегистрировали сильного оппозиционного кандидата от КПРФ Сергея Левченко. «И наконец, такая агитация и, следовательно, высокая явка выгодна власти в целом, поскольку демонстрирует, что и во времена СВО жизнь идет чередом, люди массово ходят на выборы и массово голосуют за власть», – подчеркнул Калачев.