0
1883
Газета Поэзия Печатная версия

09.06.2021 20:30:00

Полынь вселенской муки

Великая война глазами авторов четырех поколений

Тэги: проза, поэзия, война


21-14-11250.jpg
Чтобы помнили… Стихи
и рассказы для школьников /
Сост. Н.В. Кузнецова,
В.П. Хамидуллина,
Г.Н. Калашников.–
Оренбург-Казань: Идел-Пресс,
2020. – 184 с.
Этот сборник, изданный фондом поддержки и развития детской литературы «Надежда», вышел в самом конце прошлого года и посвящен 75-летию Победы. Под одной обложкой встали единым строем почти 40 авторов – поэты, прозаики, публицисты и переводчики из России, Беларуси, Украины, Азербайджана, Латвии, Германии, Испании и Израиля. Среди них как писатели-фронтовики (например, легендарные и трагические фигуры Мусы Джалиля и Фатиха Карима), так и представители следующих поколений, вплоть до тех, кто родился уже в новом тысячелетии.

В книге три раздела с точными говорящими названиями. В первой «Война и детство» соседствуют чистота и боль, игра в «войнушку» и настоящая страшная война. Вот строки из «Рисунка» Рустама Карапетьяна:

Стираю взрывы я над ним

И клочья дыма.

Пусть он останется живым!

И все – живыми!

А спустя всего несколько страниц – вот такой финал стихотворения Людмилы Чеботарёвой «Дед и внучка»:

А в глазах –

Полынь вселенской муки.

Вот и всё.

Приехали.

Освенцим.

Вторая глава-раздел – «Воспитание подвигом». У Владимира Новикова – это спасение на море, у Светланы Савицкой – вынужденный десант без парашютов, у Эльвиры Вашкевич – трагическое столкновение с «гитлерюгендом» в разрушенном Берлине в «последний день войны», а у Веры Хамидуллиной – побег из захваченного города на дрезине. Совсем в ином ракурсе изображена война у Карена Агамирзоева – как история раскопок и поисков «пропавших без вести» солдат, тогда как у совсем юной Динары Мамедовой книга «А зори здесь тихие…» выступает символом борьбы против смертельной болезни.

Отмечу писательскую династию Дмитрия Нечипуренко (рассказ-быль «Встреча») и Юрия Нечипоренко (рассказ «Брат») и такой необычный способ передачи секретной информации в письмах, проверяемых военной цензурой: «Были такие умники – нас научили, как передать место и номер части в письме. Он и написал вроде чепуху: «Шлю тебе двадцать два привета и девятьсот сорок два поцелуя». Часть его стояла под Туховичами – что-то около двухсот километров от нас».

Радует связность, встроенность в единую композицию прозы, публицистики и поэзии разных авторов. Например, сразу после описания встречи Светланы Савицкой с Михаилом Ножкиным следуют стихи и песни самого Ножкина.

Война закончилась.

Но песней опаленной

Над каждым домом

до сих пор она кружит.

В войну отцов и дедов наших

миллионы

Ушли в бессмертие,

чтоб нам с тобою жить!

Незабываемы такие строки мэтра русской драматической поэзии Константина Скворцова:

Шесть тысяч лет мы нашу

землю делим

И все не можем поделить

никак.

Целиком книга волшебным образом приобретает новое измерение, несвойственное своим отдельным слагаемым. В этом заслуга составителей сборника: Надежды Кузнецовой, Веры Хамидуллиной и Геннадия Калашникова. А большая часть немалого (особенно для регионального книгоиздания) тиража скоро разойдется по школам и библиотекам разных регионов России и зарубежья.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Студия художественной штопки

Студия художественной штопки

Истории про страховку, записки учителям и вспученный полиэстер

0
3059
Лиловеет, бледнеет, плывет

Лиловеет, бледнеет, плывет

Александр Балтин

В прекрасном поэтическом саду

0
1510
Только скажи честно

Только скажи честно

Светлана Хромова

В уход Елены Семеновой не верится до сих пор

0
1407
Ходит хоббит с чебурашкой

Ходит хоббит с чебурашкой

Вячеслав Харченко

К 60-летию со дня рождения Александра Анашкина

0
391

Другие новости